Как фотографировать работы: советы по предметной съемке от Nikon и ЯМ
Друзья, мне довелось принять участие в создании публикации от Ярмарки Мастеров по предметной съемке вместе с фирмой Nikon и шестью опытными мастерами портала. Получилась очень полезная и интересная статья!
Много моих советов вошло в статью, но не все, поэтому я публикую здесь полный вариант своей части. Нам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Как правильно выбирать ракурсы для съемки.
2. При каком свете как
снимать (естественное, искусственное освещение). Использование
рассеивателей и отражателей. Баланс белого.
3. Как запечатлеть детали: глубина резкости, диафрагма, экспозиция.
4. Правила создания композиции.
5. Работа со штативом.
6. Другие советы по предметной фотосъемке.
Как правильно выбирать ракурсы для съемки
В реалиях, применимых для Ярмарки Мастеров: нужно делать минимум одно витринное фото, а остальные фото посвятить общему плану и деталям. Если изделие небольшое, то оно поместится целиком на витринном фото, если большое, то допустимо показать только часть творения, сделав акцент на интересном элементе. Для витринного фото лучше не использовать вид сверху или прямой ракурс, лучше снять немного сбоку, если вещь стоит, или под наклоном, если лежит. А вот на оставшихся пяти фотографиях для общего представления изделие, конечно, нужно показать во всех остальных ракурсах.
Ракурс витринного фото сбоку делает его более живым и объемным:
Освещение, баланс белого. Рассеиватели и отражатели.
Минус
естественного освещения в том, что оно не постоянно. Лучшим в естественном освещении является мягкий солнечный свет, рассеиваемый легкой облачностью, но снимать ведь нужно «здесь и сейчас», а не когда повезет с погодой, поэтому для всех, кто снимает часто, спасением является лайтбокс, профессиональный или самодельный.
Если все же съемка зависит от прихотей погоды, то для полноты освещения можно добавить отражающую поверхность (белый лист, фольгу, профессиональный фото-отражатель) и подсветить им темные участки. Баланс белого можно настроить сразу или подправить позже в редакторе фотографий. В условиях естественного освещения ББ всегда будет разным и за ним нужно следить. Например, если снимать ближе к утру или вечеру — фото могут быть розовато-сиреневыми, в цветах рассвета или заката, а днем синеватыми или желтоватыми.
Если же сооружен лайтбокс и выбраны лампы, то освещение будет постоянным и достаточно один раз настроить ББ. Мой лайтбокс стоил мне часа работы: вырезание стенок в коробке, заклеивание их полупрозрачной бумагой для выпечки (что актуально для сильных горячих ламп и долгих часов съемок), и покупки ламп-прищепок
точечного света в ближайшем хозяйственном магазине. Считается, что ламп должно быть столько, сколько граней у фотографируемого предмета, мне, обычно, хватает трех: сверху, слева, справа.
Небольшой нюанс: если Ваш лайтбокс располагается рядом с окном и шторы не закрыты, то освещение с улицы будет влиять и можно обнаружить, что фото получились того оттенка, который в данный момент был за окном.
(Условия съемки: средняя облачность, никакого солнца, получился громадный природный лайтбокс с рассеянным мягким светом, но через полчаса появилось солнце и все забликовало.)
Как показать детали: о глубине резкости, экспозиции, диафрагме
Для общего вида снимаемого объекта (например, крупное колье, снимаемое сверху прямо или по диагонали) желательно сделать резкость одинаково четкой по всему снимку.
Для витринного (главного) фото предпочтительнее малая глубина резкости, открытая диафрагма, чтобы привлечь внимание зрителя к главному объекту съемки, изолируя расфокусировкой его окружение, то есть, когда фокус только на небольшой части, которую мы хотим выделить. Малая глубина резкости придаст объем и реалистичность (так видят мир наши глаза: фокус всегда на малой части, а по размытым периферическим областям мы осознаем объем и расстояние).
Чтобы этого достигнуть, начинающие могут выбрать режим «макро», продвинутые — режим приоритета диафрагмы или полностью ручной режим, где нужно выставить минимальное значение диафграмы.
С другим объективом или набором колец (речь о которых идет в видео от Nikon) можно достичь еще большего размытия фона.
Экспозиция
Экспозицию настраивают в зависимости от освещения (не слишком темно, не слишком светло). Но при одних и тех же условиях освещения темные предметы, занимающие большую часть кадра, или
предметы на темном фоне требуют меньшего значения экспозиции, иначе фото будет пересвечено. Нужное значение достигается опытным путем.
(пример разных значений экспозиции для темного фона)
Правила создания композиции
«Правил» много, но есть одно мистическое и при этом самое нерушимое: всё, где есть пропорции золотого сечения, кажется нам гармоничным и красивым. В фотографии упрощенным золотым сечением является правило третей: если разделить фото на три равные части горизонтально и вертикально, то в местах пересечения линий будет останавливаться взгляд. Если вы хотите улучшить композицию своих фотографии, то главный элемент снимка располагайте в этих «узлах внимания» или на самих линиях.
Второе популярное правило композиции: человеческий глаз любит диагональные расположения элементов.
В реалиях Ярмарки Мастеров есть нюанс: витринное фото будет квадратным, часто объект будет стремится попасть в центр и занять как минимум половину кадра, но, если есть возможность поиграться с размещением элементов на фото, то даже в квадратике работает правило третей, и уж конечно оно работает на остальных пяти фотографиях.
Так выглядит элемент квадратного кадрирования в Photoshop с автоматической разметкой линий третей:
Работа со штативом
Если освещения достаточно и снимать нужно постоянно с различных ракурсов (много двигаться вокруг объекта съемки), то можно обойтись без штатива.
Если же освещение недостаточное и/или нужно снимать макро, то лучше воспользоваться штативом и пультом, чтобы самим не нажимать на кнопку.
Если нет ни штатива, ни пульта, попробуйте фотографировать так, чтобы локти при съемке опирались о твердую поверхность.
Дополнительные советы
1. Рекомендую снимать в формате RAW (выбирается в настройках фотоаппарата). Raw — «сырой» формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале, в отличие от уже сжатого JPG. Обработка Raw-файла позволяет менять многие параметры (экспозиция, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) как если бы мы делали это перед съемкой. Но даже RAW не спасет отсутствие фокуса, дрожащие руки и сильная ошибка с экспозицией.
Но без специализированного софта этот формат не открыть, снимающим много и часто рекомендую изучить Lightroom.
2. Художественные фотографии в современном мире вытесняют каталожные, особенно на такой высоконкурентной площадке как Ярмарка Мастеров.
3. Индивидуальная подпись к фотографии не только информативна, заявляет об авторских правах, но и является дополнительным украшением. Как создать красивую подпись и сохранить ее как кисть можно посмотреть в моей публикации.
Надеюсь, пригодится! Еще раз напоминаю, что полная статья здесь: Как фотографировать работы, чтобы их покупали: фирменный мастер-класс по предметной съемке от компании Nikon и полезные советы опытных мастеров.
Ваша Галина Дитрих.
Много моих советов вошло в статью, но не все, поэтому я публикую здесь полный вариант своей части. Нам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Как правильно выбирать ракурсы для съемки.
2. При каком свете как
снимать (естественное, искусственное освещение). Использование
рассеивателей и отражателей. Баланс белого.
3. Как запечатлеть детали: глубина резкости, диафрагма, экспозиция.
4. Правила создания композиции.
5. Работа со штативом.
6. Другие советы по предметной фотосъемке.
Как правильно выбирать ракурсы для съемки
В реалиях, применимых для Ярмарки Мастеров: нужно делать минимум одно витринное фото, а остальные фото посвятить общему плану и деталям. Если изделие небольшое, то оно поместится целиком на витринном фото, если большое, то допустимо показать только часть творения, сделав акцент на интересном элементе. Для витринного фото лучше не использовать вид сверху или прямой ракурс, лучше снять немного сбоку, если вещь стоит, или под наклоном, если лежит. А вот на оставшихся пяти фотографиях для общего представления изделие, конечно, нужно показать во всех остальных ракурсах.
Ракурс витринного фото сбоку делает его более живым и объемным:
Освещение, баланс белого. Рассеиватели и отражатели.
Минус
естественного освещения в том, что оно не постоянно. Лучшим в естественном освещении является мягкий солнечный свет, рассеиваемый легкой облачностью, но снимать ведь нужно «здесь и сейчас», а не когда повезет с погодой, поэтому для всех, кто снимает часто, спасением является лайтбокс, профессиональный или самодельный.
Если все же съемка зависит от прихотей погоды, то для полноты освещения можно добавить отражающую поверхность (белый лист, фольгу, профессиональный фото-отражатель) и подсветить им темные участки. Баланс белого можно настроить сразу или подправить позже в редакторе фотографий. В условиях естественного освещения ББ всегда будет разным и за ним нужно следить. Например, если снимать ближе к утру или вечеру — фото могут быть розовато-сиреневыми, в цветах рассвета или заката, а днем синеватыми или желтоватыми.
Если же сооружен лайтбокс и выбраны лампы, то освещение будет постоянным и достаточно один раз настроить ББ. Мой лайтбокс стоил мне часа работы: вырезание стенок в коробке, заклеивание их полупрозрачной бумагой для выпечки (что актуально для сильных горячих ламп и долгих часов съемок), и покупки ламп-прищепок
точечного света в ближайшем хозяйственном магазине. Считается, что ламп должно быть столько, сколько граней у фотографируемого предмета, мне, обычно, хватает трех: сверху, слева, справа.
Небольшой нюанс: если Ваш лайтбокс располагается рядом с окном и шторы не закрыты, то освещение с улицы будет влиять и можно обнаружить, что фото получились того оттенка, который в данный момент был за окном.
(Условия съемки: средняя облачность, никакого солнца, получился громадный природный лайтбокс с рассеянным мягким светом, но через полчаса появилось солнце и все забликовало.)
Как показать детали: о глубине резкости, экспозиции, диафрагме
Для общего вида снимаемого объекта (например, крупное колье, снимаемое сверху прямо или по диагонали) желательно сделать резкость одинаково четкой по всему снимку.
Для витринного (главного) фото предпочтительнее малая глубина резкости, открытая диафрагма, чтобы привлечь внимание зрителя к главному объекту съемки, изолируя расфокусировкой его окружение, то есть, когда фокус только на небольшой части, которую мы хотим выделить. Малая глубина резкости придаст объем и реалистичность (так видят мир наши глаза: фокус всегда на малой части, а по размытым периферическим областям мы осознаем объем и расстояние).
Чтобы этого достигнуть, начинающие могут выбрать режим «макро», продвинутые — режим приоритета диафрагмы или полностью ручной режим, где нужно выставить минимальное значение диафграмы.
С другим объективом или набором колец (речь о которых идет в видео от Nikon) можно достичь еще большего размытия фона.
Экспозиция
Экспозицию настраивают в зависимости от освещения (не слишком темно, не слишком светло). Но при одних и тех же условиях освещения темные предметы, занимающие большую часть кадра, или
предметы на темном фоне требуют меньшего значения экспозиции, иначе фото будет пересвечено. Нужное значение достигается опытным путем.
(пример разных значений экспозиции для темного фона)
Правила создания композиции
«Правил» много, но есть одно мистическое и при этом самое нерушимое: всё, где есть пропорции золотого сечения, кажется нам гармоничным и красивым. В фотографии упрощенным золотым сечением является правило третей: если разделить фото на три равные части горизонтально и вертикально, то в местах пересечения линий будет останавливаться взгляд. Если вы хотите улучшить композицию своих фотографии, то главный элемент снимка располагайте в этих «узлах внимания» или на самих линиях.
Второе популярное правило композиции: человеческий глаз любит диагональные расположения элементов.
В реалиях Ярмарки Мастеров есть нюанс: витринное фото будет квадратным, часто объект будет стремится попасть в центр и занять как минимум половину кадра, но, если есть возможность поиграться с размещением элементов на фото, то даже в квадратике работает правило третей, и уж конечно оно работает на остальных пяти фотографиях.
Так выглядит элемент квадратного кадрирования в Photoshop с автоматической разметкой линий третей:
Работа со штативом
Если освещения достаточно и снимать нужно постоянно с различных ракурсов (много двигаться вокруг объекта съемки), то можно обойтись без штатива.
Если же освещение недостаточное и/или нужно снимать макро, то лучше воспользоваться штативом и пультом, чтобы самим не нажимать на кнопку.
Если нет ни штатива, ни пульта, попробуйте фотографировать так, чтобы локти при съемке опирались о твердую поверхность.
Дополнительные советы
1. Рекомендую снимать в формате RAW (выбирается в настройках фотоаппарата). Raw — «сырой» формат цифровой фотографии, содержащий необработанные данные, полученные с фотоматрицы. В таких файлах содержится полная информация о хранимом сигнале, в отличие от уже сжатого JPG. Обработка Raw-файла позволяет менять многие параметры (экспозиция, яркость, контраст, баланс белого, резкость, насыщенность) как если бы мы делали это перед съемкой. Но даже RAW не спасет отсутствие фокуса, дрожащие руки и сильная ошибка с экспозицией.
Но без специализированного софта этот формат не открыть, снимающим много и часто рекомендую изучить Lightroom.
2. Художественные фотографии в современном мире вытесняют каталожные, особенно на такой высоконкурентной площадке как Ярмарка Мастеров.
3. Индивидуальная подпись к фотографии не только информативна, заявляет об авторских правах, но и является дополнительным украшением. Как создать красивую подпись и сохранить ее как кисть можно посмотреть в моей публикации.
Надеюсь, пригодится! Еще раз напоминаю, что полная статья здесь: Как фотографировать работы, чтобы их покупали: фирменный мастер-класс по предметной съемке от компании Nikon и полезные советы опытных мастеров.
Ваша Галина Дитрих.
10 комментариев
В отношении индивидуальной подписи есть одна тонкость, которая часто упускается из виду: подпись — тоже элемент фотографии (конечно, если она не стоит нарочитым «штампом»). И при выстраивании композиции неплохо сначала поставить слой с подписью, чтобы представлять себе как она повлияет на окончательный вид, а потом делать обрезку.