Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край

Коренными народами Кузнецкого края традиционно считаются шорцы и телеуты. Шорцы и телеуты — это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым тюркоязычным племенам. В наше время они расселены по всей Западной Сибири. Основная масса проживает в Кемеровской области. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории. Телеуты наиболее распространены в Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области.
К концу XIX — началу XX вв. в одежде шорцев все ощутимее сказывалось влияние русской культуры. Мужчины стали носить покупные ситцевые рубахи, суконные штаны, пиджаки, картузы, драповые пальто, халаты из черного сукна с кушаком, сапоги.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Обычным костюмом женщины было платье «кунек» из покупного ситца различных цветов или черного сатина, подпоясанное кушаком. Поверх платья надевался фартук. На голову накидывали разноцветные шали, на ноги обували ботинки.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Традиционная одежда сохранилась в начале XX века только в самых глухих улусах верховьев, Мрассу и Кондомы. Шили ее из гладкого черного сатина сатина или домотканой ткани «кендыря». Мужчины носили традиционные рубахи «кунек» из грубого конопляного холста или из приобретенной у русских бязи «табы». Покрой их был туникообразный с косым или прямым воротом, обшитым цветной материей и застегивающимся на пуговицы. Штаны «шанбэр штан» шили из такой же материи. Пояс сплетали из конского волоса или конопляное верёвочки.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край

Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Верхний распашной халат «шабыр пантек» был также из домотканого холста. Ворот и нижняя часть подола обшивалась тесьмой «нака», связанной из синего, красного или желтого гаруса или английской шерсти. Халат застегивался вверху на одну пуговицу и подпоясывался кушаком «кур».
Зимняя одежда — шубы и вязанные из овечьей шерсти рукавицы. Обязательным атрибутом мужского костюма являлся ситцевый кисет «нанчик» на поясе, деревянная с выгнутым чубуком трубка «канзэ», огниво «оттук», кремень «оттык таш», нож «пычах» в деревянных ножнах «калып».
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
На голове носили шапки «пюрюк» из домотканой материи в форме ермолки или меховые ушанки, а летом — картуз. На ногах у всех мужчин были сапоги «удук» из кожи домашней выделки, иногда, у бедных с холстяными голенищами. Встречалась и обувь из оленьего камуса.
Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застегивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из черной ткани. Вязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшалась двумя рядами раковин каури «чаланбаш» или вышивалась геометрическим узором их цветных ниток. Голову покрывади платком «плат» красного или желтого цветов, на ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Незамужние женщины и девушки заплетали волосы в 3-5-7 косичек с украшениями на концах. Замужние женщины имели две косы.
Женщины применяли также украшения: серьги из стальной проволоки или меди с бисером, тонкие кольца или медные перстни. У зажиточных можно было увидеть ожерелье из 3-х рядов стеклянных бус разных цветов.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Одежда телеутов по сравнению с соседями — шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью.
Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осеннее — зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Особенностью праздничного платья является нашитое нагрудное украшение (тошток), состоящее из двух симметричных половинок. Для его изготовления два куска бересты или картона обшивают снизу ситцем, а с левой стороны — сукном, всегда ярко-красного цвета. Затем по всему краю украшают широким серебряным галуном, а внутри, ближе к внутреннему краю прямого разреза ворота, нашивается «акча» (копейка, деньги).
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край

Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
Повседневный головной убор женщин — платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают на затылке узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край
В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины — телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи.
Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край

Флешмобы: Главное чтобы костюмчик сидел. Кузнецкий край

19 комментариев

Helgla
Сколько интересного!
Очень понравилось фото бабушки третье снизу… столько достоинства!
Lusia
Да. А я раньше считала, что нашитое нагрудное украшение это просто украшение по разрезу рубахи.
Nissa
Очень интересно
Lusia
Сама зачиталась, пока материал искала.
Nissa
Когда искала информацию по своим предкам, собирала родословную, то наткнулась про историю костюма калужской губернии. Очень жалею, что не сохранила хотя бы ссылку на сайт. И еще там было много про калужскую перевить — очень своеобразная техника вышивки. Мама умела, у меня до сих пор лежат несколько вышитых платьев, а я уже нет, у меня терпения на такое не хватает.
Lusia
Зато хватает на бисер, и это здорово. Хотя старое жаль утрачивать, у меня мама вышивала гладью, а я не умею.
Nissa
Мама и гладью и крестиком вышивала, и более сложные, вернее мало распространенные способы вышивки применяла. И шила хорошо. А я шить вообще не умею, не мое ни разу. Зато вяжу, вернее вязала, всю семью обвязывала. А дочка моя если только пуговицу сможет пришить(((( руками вообще не работает, к рукоделью не приучена. Зато машину хорошо водит )))) и в компьютерах разбирается. К сожалению старые народные навыки очень быстро теряются за ненадобностью.
Lusia
Это да, моя тоже говорит: «Мне зачем, ты же умеешь?»
Nissa
Моя говорит по другому — * я лучше куплю, хорошо не сделаю, все равно видно будет что самоделка, только время потеряю*
leeket
Спасибо, очень интересно
Lusia
Вам спасибо за интерес
БисМаньячка
Как интересно! Читаю флешмоб — и не устаю удивляться, какая разнообразная у нас страна!
Lusia
Это точно!
Ostertomta
Очень интересный рассказ, особенно нравятся все специфичные слова для описания предметов костюма… столько нового для себя узнала из этого флешмоба, спасибо!
Lusia
Да, я тоже вчера читала с интересом, много нового узнала. Спасибо, что заглянули.
Ksaria
На первой фотографии очень понравилось платье — жаль, в цвете нет. Вот прям мой фасон — сама такое с удовольствием носила бы!
Нагрудное украшение интересное — столько в нём самобытности.
Спасибо
Lusia
Я тоже иногда жалею, что старые фото не цветные, но что есть. Пожалуйста
Ната_ли
Спасибо! Очень интересно! Лица у всех такие приятные!