Костюм казачки – это целый мир. Главное, чтобы костюмчик сидел.
Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей — все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция по известным причинам во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории.
Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица.
«Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.
Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Рубаха холстовая — домотканая, белая, с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Рукава, воротник и подол рубахи были «перетканы рядами, цвятками, как кому нравится». Перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из ситца шились рукава и от плеча иногда украшались шитьем. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды «до венца». Замужние надевали поверх нее сарафан — сукман, или кубелек.
Кубелёк — распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатыми кичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.
Портрет казачки в зеленом кубелеке.
Неизвестный художник начала XIX века.
Ростовский областной музей краеведения.
Находился в Новочеркасском атаманском дворце, Донском музее.
Неизвестная женщина — донская казачка, участница Отечественной войны 1812 года.
Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.
Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.
В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана — плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка — сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.
К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова <файн> — прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.
Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.
Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:
«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.
Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И, когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой.
— Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
— Как же они попали сюда? — воскликнула Она,— ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для Меня.
— Нет, Матушка,— сказал Ей Сын,— это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».
Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.
Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.
Одежда гребеничек
Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и «ширинка» (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками — вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя.
И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.
Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета.
Казачка ст. Червленой(слева)
Шуба носится зимою и вообще в холодное время. Меха шубы преимущественно бельчатые и кошачьи, а также бараньих лапок (называемые лапчатыми), верх шубы атласный или шерстя-ной. Шуба опушается вокруг груди, подола и по рукавам мехом речной выдры шириною в полтора вершка. На шубах также носят серебряные петли. Вся верхняя одежда кроится в талию.
Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные — ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого. Чулки зимою предпочитаются шерстяные, синие с красными стрелками, а в прочее время — белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые.
Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается «подкосок» (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая «сорочка» (род чепца); на сорочку повязывают «стягаш» (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка).
Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок. Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом.
В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы. Фуфаек и бешметов бывает у каждой казачки шёлковых два, а ситцевых и других два и четыре, рубашек канаусовых одна, шуба всегда одна праздничная и одна рабочая, последняя овчинная.
Вообще гребенички любят одеваться, но зато и берегут свою одежду. Нередко можно встретить гребеничку, одетую в прабабушкину фуфайку, бешмет или шубу; разумеется, каждая успевает и сама выработать деньги на атласную фуфайку. Гребеничка желает нравиться, любит чистоплотность и хороший наряд, но это нисколько ей не мешает работать за двоих. Вот почему гребенички несравнимы с другими русскими рабочими женщинами — ни по развитию умственному, ни по своему труду.
Гребенская казачка. Конец XIX в.
Костюм терской казачки
Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казачек.
В «Живой старине» за 1896 год есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «…наряд был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов <…>, с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек <…>, на шее мониста, борта ватной кофты с корот¬кими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах».
Рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки, начало 19 в
Костюмы, привезенные некрасовскими казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.
Точно так же и уральские казаки долгое время сохраняли стиль одежд времен Ивана Грозного, что видно было, прежде всего, по женскому платью.
Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.
Костюм уральской казачки праздничный: сарафан, «рукава», пояс, косынка. Уральск.Конец 19 — начало 20 вв.
Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.
Цитата
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.
Цитата
Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского. Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Цитата
… после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…
… женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по-городскому.
Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица.
«Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.
Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Рубаха холстовая — домотканая, белая, с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Рукава, воротник и подол рубахи были «перетканы рядами, цвятками, как кому нравится». Перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из ситца шились рукава и от плеча иногда украшались шитьем. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды «до венца». Замужние надевали поверх нее сарафан — сукман, или кубелек.
Кубелёк — распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатыми кичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.
Портрет казачки в зеленом кубелеке.
Неизвестный художник начала XIX века.
Ростовский областной музей краеведения.
Находился в Новочеркасском атаманском дворце, Донском музее.
Неизвестная женщина — донская казачка, участница Отечественной войны 1812 года.
Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.
Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием.
В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана — плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка — сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком.
К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.
Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова <файн> — прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.
Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.
Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ:
«Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах.
Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И, когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания.
Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой.
— Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга.
— Как же они попали сюда? — воскликнула Она,— ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для Меня.
— Нет, Матушка,— сказал Ей Сын,— это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу.
Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами».
Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.
Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток.
Одежда гребеничек
Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и «ширинка» (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками — вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя.
И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.
Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета.
Казачка ст. Червленой(слева)
Шуба носится зимою и вообще в холодное время. Меха шубы преимущественно бельчатые и кошачьи, а также бараньих лапок (называемые лапчатыми), верх шубы атласный или шерстя-ной. Шуба опушается вокруг груди, подола и по рукавам мехом речной выдры шириною в полтора вершка. На шубах также носят серебряные петли. Вся верхняя одежда кроится в талию.
Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные — ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого. Чулки зимою предпочитаются шерстяные, синие с красными стрелками, а в прочее время — белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые.
Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается «подкосок» (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая «сорочка» (род чепца); на сорочку повязывают «стягаш» (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка).
Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок. Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом.
В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы. Фуфаек и бешметов бывает у каждой казачки шёлковых два, а ситцевых и других два и четыре, рубашек канаусовых одна, шуба всегда одна праздничная и одна рабочая, последняя овчинная.
Вообще гребенички любят одеваться, но зато и берегут свою одежду. Нередко можно встретить гребеничку, одетую в прабабушкину фуфайку, бешмет или шубу; разумеется, каждая успевает и сама выработать деньги на атласную фуфайку. Гребеничка желает нравиться, любит чистоплотность и хороший наряд, но это нисколько ей не мешает работать за двоих. Вот почему гребенички несравнимы с другими русскими рабочими женщинами — ни по развитию умственному, ни по своему труду.
Гребенская казачка. Конец XIX в.
Костюм терской казачки
Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казачек.
В «Живой старине» за 1896 год есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «…наряд был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов <…>, с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек <…>, на шее мониста, борта ватной кофты с корот¬кими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах».
Рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки, начало 19 в
Костюмы, привезенные некрасовскими казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.
Точно так же и уральские казаки долгое время сохраняли стиль одежд времен Ивана Грозного, что видно было, прежде всего, по женскому платью.
Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.
Костюм уральской казачки праздничный: сарафан, «рукава», пояс, косынка. Уральск.Конец 19 — начало 20 вв.
Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.
Цитата
Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки.
Цитата
Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе.
Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского. Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.
Цитата
… после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…
… женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по-городскому.
12 комментариев
А ещё… теперь хочется сарафан, длинную юбку, кофту-косополку, ииии ещё много чего )))).
Рассматривала вчера как шить рубахи, штаны, сарафаны и платья…
У мужиков штаны приколько шились
— самый низ — треугольная часть, могла быть вставкой из совершенно дугой ткани, с другой рассветкой, а потому и делались рубахи длинными, чтоб прикывали )))
На у то, что на дублёнку нашивалась ткань…