Свет мой, зеркальце...
Всколыхнуло меня достать старый текст об украшениях. В свое время не стала его выкладывать, не желая задевать почтенную публику. Но выложу, пожалуй. Может получиться интересно (конечно, если осилить текст).
Логика и магия украшений. Несколько шагов к пониманию.
Шаг первый: Осторожный взгляд в прошлое.
Человечество прошло путь от небольшого племени к огромному всемирному стаду. Зарождались и умирали культуры, приходили и уходили народы, миллиарды людей прожили на Земле свои жизни. И все это время рядом с человечеством было то, что сегодня называется столь легкомысленно и однобоко: «украшение». Что стоит за этим словом? Чем было украшение, какую «работу» оно выполняло? И что оно для нас сегодня?
Чтобы понять сегодняшний день, попробуем посмотреть в глубокое прошлое на зарождение и развитие предметов-украшений.
1. Украшение как вложение средств. Пожалуй, это древнейшая функция. Первые ценности человека – орудия труда. Каменный нож у мужчин или доисторический несессер с рыбьими иглами у женщин были не слишком долговечны, но ценность их была несомненна, ведь без них не будет достатка в семье. Гордо носимые на поясе коробочки с иглами и сегодня красуются на традиционных нарядах, а оружие — отличительная деталь не только народного костюма, но и дополняет вполне «цивилизованные» мундиры.
Однако, с развитием технологий и культурных традиций, утилитарные ценности постепенно оттеснялись предметами, ценными скорее своей редкостью. Так в последующие столетия появились медная или золотая гривны, браслеты, пуговицы, а потом и «золото-брильянты», которые сегодня хранятся в личных и банковских сейфах.
Видимо, почти одновременно с этой первой, утилитарно-собирательской, функцией, украшения приобрели и следующую «профессию»:
2. Украшение – магический объект, оберег. В древнем мире все было взаимосвязано, все объекты имели своих духов. И наряду с утилитарным в каждой вещи и движении природы люди пытались угадать скрытое, магическое, сакральное начало. Было необходимо задобрить или отвлечь злые силы, заручиться поддержкой благожелательных. Украшения, укрепляющие уверенность в себе и своих силах, испокон веков служили амулетами, оберегая от недружественного влияния злых духов либо подчеркивая единство с влиятельными благожелательными силами. Они призывали «своих», дружелюбных духов-охранников. Такое современное выражение — «мохнатая лапа» имело прямой смысл, ведь множество наших предков числило в покровителях и родоначальниках волков и медведей. Защититься и сохранить себя, свой род – эта функция уходит корнями в далекое прошлое, живет она и сегодня. И из нее постепенно и не слишком быстро вырастает третья функция:
3. Украшение как составляющая образа. Эта функция никак не соотносилась с современными «поисками себя» и «самовыражением», а появилось как отличительный признак жителей какой-либо местности или сообщества. Каждое племя имело свои навыки, обычаи, способы выделки, виды украшения. И по этим особенностям люди идентифицировали друг друга достаточно четко. Увидели на человеке какие-нибудь особенные бусинки или браслеты – и уже понятно «чьих ты», какого племени. Свои тебя принимают, чужие понимают что от тебя ждать. А для «своих», единоплеменников, еще и сразу понятно какой ты – хороши ли твои бусинки, лепо ли положены стежки на поясе, то есть эта функция украшения давала понять то, что сегодня мы бы назвали деловые качества человека.
Шаг второй. Шум современности.
С изобретением денег и развитием банковского дела функция вложения капитала слегка отступила, и отступает все дальше в обществах с развитой экономикой. Магические функции разъедаются религиозными и научными течениями. Поэтому основная работа украшения сегодня (особенно бижутерии) – логичное и вполне закономерное развитие последней составляющей. Сегодня основная «миссия» всякого украшения, как и костюма вообще – социальная идентификация, осуществление социальной включенности личности.
Возразят, что, надевая нечто яркое и оригинальное, человек стремится не «включиться в социум», а «выделиться из массы», «оторваться от толпы» — ах, как эту тему любят смаковать модницы! В реальности мы видим, что, выбирая способ «как бы мне так выделиться», останавливаются всегда на лучшем способе быть замеченным, и замеченным именно «своими». Мало найдется умниц, решивших подчеркнуть свою выдающуюся индивидуальность, напяливая противогаз, а поверх него рыжий парик. Никто не разгуливает по улице, приладив на голову конькобежные ботинки. И украсить высокую прическу корабликом не соизволят (хотя еще пару веков назад это было высшим шиком). Почему? Да потому, что сейчас так действительно никто не делает. Любая особь стремится в реальности не подчеркнуть свою «инаковость» и непохожесть на социум, но лишь занять определенной место внутри своего социального мирка, что достигается достаточно жестко регламентированными способами. Готы облачаются в наивно-мрачные страшилки, «менеджеры среднего звена» гоняются за модными брендами, но и те, и другие всего лишь следуют заветам своего стада.
И все-таки это — самая приятная сегодняшняя работа украшений Успешное включение человека в социум само по себе дает ему мощную психологическую поддержку, уверенность в своей нужности и состоятельности. Однако и магическая составляющая присутствует ощутимо. Вот с ней-то жуть как хочется разобраться поподробнее.
Шаг третий. Магия хорошая и разная.
Немногие сегодня, надевая на себя украшения, осознают, что в любом случае совершают магическое действо. И уж тем более не задумываются, память о каких духах бередят. Хотя, возможно, и стоило бы. «Магический» подтекст может нести разные эмоциональные знаки.
В большинстве случаев это амулетная, то есть обережная, функция. Если разбирать подробнее, у обережного направления увидим две разные ветки: «пассивная» — это своеобразный щит от внешнего (недоброжелательного) вмешательства по типу «чур, я в домике», и «активная» — вызов защитной доброжелательной силы, духа-охранителя. Примечательно, что большинство сохранившихся до наших дней магических действий и вещей относятся к первому, чисто защитному типу, а положительные «активные» влияния были взяты на себя монотеистическими религиями. Но обе эти ветки родственны в своем стремлении к сохранению цельности личности и (или) социума (семьи, деревни, города).
С древнейших времен и до сегодняшнего дня известны положительные амулеты, общие для всех культур — амулеты плодородия земли и тела, здоровья, долголетия. А в более развитых культурах появляется новая тема – душевное благополучие, душевное здоровье.
Особо отмечу: амулет, оберег не несет в себе агрессии к соплеменникам. Отгоняя злое и призывая защиту, он поддерживает и защищает человека в его повседневной заботе, вольно или невольно работает на весь большой мир. Психологический заряд амулета доброжелателен или нейтрален к внешнему миру.
Однако, есть украшения, функционально не укладывающиеся в «амулетную» тему. Назову их условно «бронебойные». Они также, как и обережные, несут определенную «магическую» нагрузку. В чем же отличие? Такие украшения призваны сделать принцессу из Золушки. То есть БЕЗ этого украшения человек психологически не является тем, чем он хочет стать, надев его. Они – маска. Это не способ передачи информации о личности, это – подмена личности. Частый посыл, по которому происходит выбор такого типа украшений, хорошо сформулирован Аксаковым в «Аленьком цветочке»: «чтоб подружки мои любимые от зависти полопались». Само собой, сооружение, соответствующее такому заданию, должно максимально поражать – блеском, цветом, размером и прочими, рекомендованными древними традициями, параметрами. Классические образцы этих тварей божьих и сегодня имеют ареал обитания среди бесспорных фаворитов любой выставки, блистают в конкурсах, а также в монструозной свадебно-вечерней тематике. Надевают (или приобретают) такое, чтобы «блистать», причем в разных социокультурных средах критерии требований различны: одним нужны взрывы бликов или золотые окантовки, другим – «многотруда» и вложенные в изделие человекочасы, а некоторым, особо эзотерично настроенным, астрологические камнепады «сильных» камней.
Откуда взялось это занятное направление? Когда и зачем? Сие — социокультурные атавизмы, основанные на естественных свойствах приматов. Для доисторических элитных самок занятия важнее не было, чем удержаться в звании «самой-самой». Первобытное общество с необходимостью требовало не только жесткого и по возможности мудрого вожака мужского населения племени, но и наличие сильной, волевой – короче «лучшей» самки, своеобразной королевы муравейника. И любой конкурент вожака или «первой самки» имел 2 пути – погибнуть или занять их место. И вначале все было просто: видишь реального претендента на твое место – убей его или выгони из стаи.
Однако времена менялись. Идеалы становятся расплавчаты, прекрасная простота нравов типа «убил и забыл» отступает. На определенном этапе развития общество подошло к странной мысли (сформулированной для начала в виде неопределенного пожелания): убивать того, кто по каким-то параметрам лучше, не только не очень красиво, но вообще… как-то не рекомендуется.
Ученые (не британские считают, что своим рывком в развитии человечество обязано в основном снижению взаимной агрессии самцов, сделавшей возможным их сотрудничество, и быстрый прогресс обеспечен возможностью их совместных усилий. Самки как-то выпали из этого исследования. А зря. Женская дружба охотно осмеивается, ее наличие менее заметно, но эта сторона нашей жизни не менее важна. А вот отсутствие взаимной терпимости может привести к катастрофическим последствиям. Возникновение культурного феномена запрета на прямую агрессию, сегодняшняя пагубность жизненной позиции, основа которой – желании быть «единственной» и «наисамейшей», породил среди сестер рода человеческого жутковато-безнадежный персонаж, зафиксированный во всем известной сказке. Это – тоскующая по уходящей красоте королева, с занудным постоянством вопрощающая волшебное зеркало о соперницах. Старая королева – страдающее воплощение жутких комплексов, требующая постоянного и однозначного подтверждения своего превосходства. Борьба безнадежна, и не только из-за биологически предопределенного старения. Изменился масштаб человечества. Быть «Самой-Самой» было возможно в рамках племени. Даже в игрушечных странах средневековой Европы такое уже не прокатывает. Это – забава микроскопических социумов с ограниченным количеством членов и замкнутым общением («первый парень на деревне»).
Современность (да и весь цивилизационный процесс) в отличие от замкнутого первобытного племенного мира, фактически не дают реальной возможности однозначно определить самую-самую самку, а взамен «всех прекрасней и белее» стали наглым образом вылезать во множестве самые умелые ткачихи, самые хитрые торговки, самые изобретательные хозяйки, самые дальновидные политиканы. А самая просто-самка сдает позиции.
Таким образом, культура человека не только наложила запрет на уничтожение, но оттеснила в повседневной жизни такую ясную и понятную чисто биологическую роль женщины (да и не только женщины).
Сегодня, сохраняя менталитет королевы, женщина обречена оставаться в проигрыше. При таком подходе человек ищет самоподдержания за счет негативной подпитки, и эта позиция изначально невыгодна.
Однако, вытесненное из одобряемых норм жизни, «убийство» соперников остается в ритуале. Любой из праздников может стать поводом поиграть в первобытные игры. Главное в этом деле – не заигрываться. Свадебное торжество и сегодня позволяет примерить на себя роль королевы, пафосно вопросив «свет мой, зеркальце…», – и стекло услужливо лжет. Вероятно, для определенного психотипа такое периодическое поддержание себя ритуальным убийством виртуальных соперников необходимо, хотя сама практика соревновательности в деле поддержания внутреннего состояния уверенности всегда оказывается порочной. Из формулы-поддержки первобытных отношений она превращается для современного человека в тяжкий камень на шее, источник комплексов и порочный круг нарастания невроза.
Шаг в сторону. Легальная гонка вооружений.
Так что же, «бронебойные» украшения доживают свою жизнь? Ничуть.
Королева – страдалица? Ее подход к жизни в современном обществе психологически малоперспективен? Да! Но зато это экономически выгодно! И такой путь неявно поощряем обществом и явно — массмедиа. Для торговца и производителя человек, обвешанный комплексами – источник дохода, а идущий своей дорогой и самостоятельно ищущий себя – источник опасности. Если человек действительно «не такой как все», то для доказательства этого факта ему не надо красить волосы зеленой краской. ТАКОЕ вообще не приходится доказывать. Чаще необходимо приглушать и припрятывать от окружающих. Однако такой «иной» чаще всего бесполезен как кормовая база для торговца. Воспитанный же на духе соревновательности участник правильно организованной «гонки вооружений» в надежде на овладение мифическим абсолютным оружием купит то, что ему правильно преподнесли. И это касается любой отрасли современной торговли, от мобильных телефонов до недвижимости.
Продавец, делающий ставку на комплекс королевы своего покупателя, легко узнаваем. Он всегда подчеркивает значимость своего товара, даже продавая рядовые вещи. Происходит продажа психологического наркотика. Характерны термины «эксклюзвный», «уникальный». В этом деле непозволительна фальшь и лучше избегать проявлений чувства юмора, но зато беспроигрышна лесть. Полезно употреблять термин «аристократизм», но не надо вспоминать о жеманстве или чванливости. Такой продавец работает одновременно «зеркалом» и поставщиком яда. Как лукавое стекло, большинство продавцов «эксклюзива» любит поговорить об удивительной исключительности своих покупателей (ведь у невежливого зеркала слишком велик шанс быть разбитым и выброшенным).
Стоит отметить, что есть и те «чистые наркодилеры», кто отказывается от роли зеркала, но это могут себе позволить только изначально самодостаточные и очень психологически грамотные люди. Их стиль — «ставить на место» и «осаживать» своих «суперэксклюзивных» клиентов (не вы мне нужны, а я вам). И это тоже неплохо прокатывает (яд-то в итоге клиенту получить хочется), а самоуверенная невежливость продавца дает ощущение еще большей уникальности товара.
И в свете современной экономики «бронебойные» украшения – наиболее безобидный способ потешить свои комплексы, если уж они есть и с ними совершенно не хочется расставаться.
Логика и магия украшений. Несколько шагов к пониманию.
Шаг первый: Осторожный взгляд в прошлое.
Человечество прошло путь от небольшого племени к огромному всемирному стаду. Зарождались и умирали культуры, приходили и уходили народы, миллиарды людей прожили на Земле свои жизни. И все это время рядом с человечеством было то, что сегодня называется столь легкомысленно и однобоко: «украшение». Что стоит за этим словом? Чем было украшение, какую «работу» оно выполняло? И что оно для нас сегодня?
Чтобы понять сегодняшний день, попробуем посмотреть в глубокое прошлое на зарождение и развитие предметов-украшений.
1. Украшение как вложение средств. Пожалуй, это древнейшая функция. Первые ценности человека – орудия труда. Каменный нож у мужчин или доисторический несессер с рыбьими иглами у женщин были не слишком долговечны, но ценность их была несомненна, ведь без них не будет достатка в семье. Гордо носимые на поясе коробочки с иглами и сегодня красуются на традиционных нарядах, а оружие — отличительная деталь не только народного костюма, но и дополняет вполне «цивилизованные» мундиры.
Однако, с развитием технологий и культурных традиций, утилитарные ценности постепенно оттеснялись предметами, ценными скорее своей редкостью. Так в последующие столетия появились медная или золотая гривны, браслеты, пуговицы, а потом и «золото-брильянты», которые сегодня хранятся в личных и банковских сейфах.
Видимо, почти одновременно с этой первой, утилитарно-собирательской, функцией, украшения приобрели и следующую «профессию»:
2. Украшение – магический объект, оберег. В древнем мире все было взаимосвязано, все объекты имели своих духов. И наряду с утилитарным в каждой вещи и движении природы люди пытались угадать скрытое, магическое, сакральное начало. Было необходимо задобрить или отвлечь злые силы, заручиться поддержкой благожелательных. Украшения, укрепляющие уверенность в себе и своих силах, испокон веков служили амулетами, оберегая от недружественного влияния злых духов либо подчеркивая единство с влиятельными благожелательными силами. Они призывали «своих», дружелюбных духов-охранников. Такое современное выражение — «мохнатая лапа» имело прямой смысл, ведь множество наших предков числило в покровителях и родоначальниках волков и медведей. Защититься и сохранить себя, свой род – эта функция уходит корнями в далекое прошлое, живет она и сегодня. И из нее постепенно и не слишком быстро вырастает третья функция:
3. Украшение как составляющая образа. Эта функция никак не соотносилась с современными «поисками себя» и «самовыражением», а появилось как отличительный признак жителей какой-либо местности или сообщества. Каждое племя имело свои навыки, обычаи, способы выделки, виды украшения. И по этим особенностям люди идентифицировали друг друга достаточно четко. Увидели на человеке какие-нибудь особенные бусинки или браслеты – и уже понятно «чьих ты», какого племени. Свои тебя принимают, чужие понимают что от тебя ждать. А для «своих», единоплеменников, еще и сразу понятно какой ты – хороши ли твои бусинки, лепо ли положены стежки на поясе, то есть эта функция украшения давала понять то, что сегодня мы бы назвали деловые качества человека.
Шаг второй. Шум современности.
С изобретением денег и развитием банковского дела функция вложения капитала слегка отступила, и отступает все дальше в обществах с развитой экономикой. Магические функции разъедаются религиозными и научными течениями. Поэтому основная работа украшения сегодня (особенно бижутерии) – логичное и вполне закономерное развитие последней составляющей. Сегодня основная «миссия» всякого украшения, как и костюма вообще – социальная идентификация, осуществление социальной включенности личности.
Возразят, что, надевая нечто яркое и оригинальное, человек стремится не «включиться в социум», а «выделиться из массы», «оторваться от толпы» — ах, как эту тему любят смаковать модницы! В реальности мы видим, что, выбирая способ «как бы мне так выделиться», останавливаются всегда на лучшем способе быть замеченным, и замеченным именно «своими». Мало найдется умниц, решивших подчеркнуть свою выдающуюся индивидуальность, напяливая противогаз, а поверх него рыжий парик. Никто не разгуливает по улице, приладив на голову конькобежные ботинки. И украсить высокую прическу корабликом не соизволят (хотя еще пару веков назад это было высшим шиком). Почему? Да потому, что сейчас так действительно никто не делает. Любая особь стремится в реальности не подчеркнуть свою «инаковость» и непохожесть на социум, но лишь занять определенной место внутри своего социального мирка, что достигается достаточно жестко регламентированными способами. Готы облачаются в наивно-мрачные страшилки, «менеджеры среднего звена» гоняются за модными брендами, но и те, и другие всего лишь следуют заветам своего стада.
И все-таки это — самая приятная сегодняшняя работа украшений Успешное включение человека в социум само по себе дает ему мощную психологическую поддержку, уверенность в своей нужности и состоятельности. Однако и магическая составляющая присутствует ощутимо. Вот с ней-то жуть как хочется разобраться поподробнее.
Шаг третий. Магия хорошая и разная.
Немногие сегодня, надевая на себя украшения, осознают, что в любом случае совершают магическое действо. И уж тем более не задумываются, память о каких духах бередят. Хотя, возможно, и стоило бы. «Магический» подтекст может нести разные эмоциональные знаки.
В большинстве случаев это амулетная, то есть обережная, функция. Если разбирать подробнее, у обережного направления увидим две разные ветки: «пассивная» — это своеобразный щит от внешнего (недоброжелательного) вмешательства по типу «чур, я в домике», и «активная» — вызов защитной доброжелательной силы, духа-охранителя. Примечательно, что большинство сохранившихся до наших дней магических действий и вещей относятся к первому, чисто защитному типу, а положительные «активные» влияния были взяты на себя монотеистическими религиями. Но обе эти ветки родственны в своем стремлении к сохранению цельности личности и (или) социума (семьи, деревни, города).
С древнейших времен и до сегодняшнего дня известны положительные амулеты, общие для всех культур — амулеты плодородия земли и тела, здоровья, долголетия. А в более развитых культурах появляется новая тема – душевное благополучие, душевное здоровье.
Особо отмечу: амулет, оберег не несет в себе агрессии к соплеменникам. Отгоняя злое и призывая защиту, он поддерживает и защищает человека в его повседневной заботе, вольно или невольно работает на весь большой мир. Психологический заряд амулета доброжелателен или нейтрален к внешнему миру.
Однако, есть украшения, функционально не укладывающиеся в «амулетную» тему. Назову их условно «бронебойные». Они также, как и обережные, несут определенную «магическую» нагрузку. В чем же отличие? Такие украшения призваны сделать принцессу из Золушки. То есть БЕЗ этого украшения человек психологически не является тем, чем он хочет стать, надев его. Они – маска. Это не способ передачи информации о личности, это – подмена личности. Частый посыл, по которому происходит выбор такого типа украшений, хорошо сформулирован Аксаковым в «Аленьком цветочке»: «чтоб подружки мои любимые от зависти полопались». Само собой, сооружение, соответствующее такому заданию, должно максимально поражать – блеском, цветом, размером и прочими, рекомендованными древними традициями, параметрами. Классические образцы этих тварей божьих и сегодня имеют ареал обитания среди бесспорных фаворитов любой выставки, блистают в конкурсах, а также в монструозной свадебно-вечерней тематике. Надевают (или приобретают) такое, чтобы «блистать», причем в разных социокультурных средах критерии требований различны: одним нужны взрывы бликов или золотые окантовки, другим – «многотруда» и вложенные в изделие человекочасы, а некоторым, особо эзотерично настроенным, астрологические камнепады «сильных» камней.
Откуда взялось это занятное направление? Когда и зачем? Сие — социокультурные атавизмы, основанные на естественных свойствах приматов. Для доисторических элитных самок занятия важнее не было, чем удержаться в звании «самой-самой». Первобытное общество с необходимостью требовало не только жесткого и по возможности мудрого вожака мужского населения племени, но и наличие сильной, волевой – короче «лучшей» самки, своеобразной королевы муравейника. И любой конкурент вожака или «первой самки» имел 2 пути – погибнуть или занять их место. И вначале все было просто: видишь реального претендента на твое место – убей его или выгони из стаи.
Однако времена менялись. Идеалы становятся расплавчаты, прекрасная простота нравов типа «убил и забыл» отступает. На определенном этапе развития общество подошло к странной мысли (сформулированной для начала в виде неопределенного пожелания): убивать того, кто по каким-то параметрам лучше, не только не очень красиво, но вообще… как-то не рекомендуется.
Ученые (не британские считают, что своим рывком в развитии человечество обязано в основном снижению взаимной агрессии самцов, сделавшей возможным их сотрудничество, и быстрый прогресс обеспечен возможностью их совместных усилий. Самки как-то выпали из этого исследования. А зря. Женская дружба охотно осмеивается, ее наличие менее заметно, но эта сторона нашей жизни не менее важна. А вот отсутствие взаимной терпимости может привести к катастрофическим последствиям. Возникновение культурного феномена запрета на прямую агрессию, сегодняшняя пагубность жизненной позиции, основа которой – желании быть «единственной» и «наисамейшей», породил среди сестер рода человеческого жутковато-безнадежный персонаж, зафиксированный во всем известной сказке. Это – тоскующая по уходящей красоте королева, с занудным постоянством вопрощающая волшебное зеркало о соперницах. Старая королева – страдающее воплощение жутких комплексов, требующая постоянного и однозначного подтверждения своего превосходства. Борьба безнадежна, и не только из-за биологически предопределенного старения. Изменился масштаб человечества. Быть «Самой-Самой» было возможно в рамках племени. Даже в игрушечных странах средневековой Европы такое уже не прокатывает. Это – забава микроскопических социумов с ограниченным количеством членов и замкнутым общением («первый парень на деревне»).
Современность (да и весь цивилизационный процесс) в отличие от замкнутого первобытного племенного мира, фактически не дают реальной возможности однозначно определить самую-самую самку, а взамен «всех прекрасней и белее» стали наглым образом вылезать во множестве самые умелые ткачихи, самые хитрые торговки, самые изобретательные хозяйки, самые дальновидные политиканы. А самая просто-самка сдает позиции.
Таким образом, культура человека не только наложила запрет на уничтожение, но оттеснила в повседневной жизни такую ясную и понятную чисто биологическую роль женщины (да и не только женщины).
Сегодня, сохраняя менталитет королевы, женщина обречена оставаться в проигрыше. При таком подходе человек ищет самоподдержания за счет негативной подпитки, и эта позиция изначально невыгодна.
Однако, вытесненное из одобряемых норм жизни, «убийство» соперников остается в ритуале. Любой из праздников может стать поводом поиграть в первобытные игры. Главное в этом деле – не заигрываться. Свадебное торжество и сегодня позволяет примерить на себя роль королевы, пафосно вопросив «свет мой, зеркальце…», – и стекло услужливо лжет. Вероятно, для определенного психотипа такое периодическое поддержание себя ритуальным убийством виртуальных соперников необходимо, хотя сама практика соревновательности в деле поддержания внутреннего состояния уверенности всегда оказывается порочной. Из формулы-поддержки первобытных отношений она превращается для современного человека в тяжкий камень на шее, источник комплексов и порочный круг нарастания невроза.
Шаг в сторону. Легальная гонка вооружений.
Так что же, «бронебойные» украшения доживают свою жизнь? Ничуть.
Королева – страдалица? Ее подход к жизни в современном обществе психологически малоперспективен? Да! Но зато это экономически выгодно! И такой путь неявно поощряем обществом и явно — массмедиа. Для торговца и производителя человек, обвешанный комплексами – источник дохода, а идущий своей дорогой и самостоятельно ищущий себя – источник опасности. Если человек действительно «не такой как все», то для доказательства этого факта ему не надо красить волосы зеленой краской. ТАКОЕ вообще не приходится доказывать. Чаще необходимо приглушать и припрятывать от окружающих. Однако такой «иной» чаще всего бесполезен как кормовая база для торговца. Воспитанный же на духе соревновательности участник правильно организованной «гонки вооружений» в надежде на овладение мифическим абсолютным оружием купит то, что ему правильно преподнесли. И это касается любой отрасли современной торговли, от мобильных телефонов до недвижимости.
Продавец, делающий ставку на комплекс королевы своего покупателя, легко узнаваем. Он всегда подчеркивает значимость своего товара, даже продавая рядовые вещи. Происходит продажа психологического наркотика. Характерны термины «эксклюзвный», «уникальный». В этом деле непозволительна фальшь и лучше избегать проявлений чувства юмора, но зато беспроигрышна лесть. Полезно употреблять термин «аристократизм», но не надо вспоминать о жеманстве или чванливости. Такой продавец работает одновременно «зеркалом» и поставщиком яда. Как лукавое стекло, большинство продавцов «эксклюзива» любит поговорить об удивительной исключительности своих покупателей (ведь у невежливого зеркала слишком велик шанс быть разбитым и выброшенным).
Стоит отметить, что есть и те «чистые наркодилеры», кто отказывается от роли зеркала, но это могут себе позволить только изначально самодостаточные и очень психологически грамотные люди. Их стиль — «ставить на место» и «осаживать» своих «суперэксклюзивных» клиентов (не вы мне нужны, а я вам). И это тоже неплохо прокатывает (яд-то в итоге клиенту получить хочется), а самоуверенная невежливость продавца дает ощущение еще большей уникальности товара.
И в свете современной экономики «бронебойные» украшения – наиболее безобидный способ потешить свои комплексы, если уж они есть и с ними совершенно не хочется расставаться.
11 комментариев
Очень интересно! Спасибо!!!