В поисках вдохновения
Пока плетется очень плохо, хочу поделиться с вами моим вдохновением, недавно открытой для себя- местной красотой, а точнее нашей Вятской росписью. Грешна, вот только толком узнаю о ней (хотя всю жизнь смотрю на бабушкин сундук расписанный в стиле). Что толкнуло меня искать информацию, жителям «контактика» наверняка попадались эти красивые девушки в стиле народных промыслов, Милы Лосенко — vk.com/losenkomila
И вот тут я озадачилась, увидев «вятская роспись»… а что это ???
«Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.
В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.
В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.
Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные — воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового.»
источник- 43art.ru/history.html
Почти под всеми представленными работами стоит имя автора Галина Устинова – признанная художница, народный мастер художественных промыслов Кировской области. Художница, возрождающая старинную роспись.
А дальше чистая услада для глаз, цветовые решения и новый источник для вдохновения
Источник картинок- 43art.ru/shop.html?tags=%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE
patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm
И еще снимки росписи из местного краеведческого музея
И вот тут я озадачилась, увидев «вятская роспись»… а что это ???
«Истоки вятской росписи таятся в глубинах истории, когда на Вятской земле существовала древняя славянская ведическая культура. После принятия христианства эта культура, так же как и ее древние знания, была предана забвению. В настоящее время практически ничего не сохранилось из этих древнейших знаний кроме отдельных разрозненных фрагментов, которые чудом избежали истребления только благодаря передаче их в символической форме в виде традиционных промыслов, элементов украшения жилища и предметов быта. Лучше всего древние узоры сохранились в орнаментах вышивки, а также в росписи прялок и сундуков. Каждая роспись несла в себе оберегающую силу, энергию направления жизни в благоприятное русло развития событий по Божественному плану.
В вятской росписи все образы решаются в упрощенной символической форме. По представлениям древних славян, мир состоял из четырех элементов-стихий: Царя-Огня (под которым часто подразумевалось и Солнце), Царицы-Воды, Матери-Сырой Земли и Господина-Воздуха, который по умолчанию занимал всё пространство расписываемой поверхности. Существовал и пятый элемент, служащий объединительной силой всем четырем стихиям – это Любовь. Отсюда и деление структуры росписи на ярусы. Верхний ярус обозначает Небо и Солнце. Средний ярус – это мир человека и природы, а также существ ее населяющих. Нижний ярус представляет собой Мать-Землю и Воду, которая дает жизнь всему сущему.
В большинстве своем мотивы росписи посвящены главным божествам – Солнцу-Отцу и Земле-Матери. Основное место в орнаментах занимает солярная (солнечная) символика, а также изображение космического устройства мира (Вселенной). Так, символ Солнца – это круг. Его энергия в росписи представляется в виде закругляющихся мазков. Встречается также символическое изображение Мирового Древа, являвшегося олицетворением Мировой Оси, на которой вращались Вселенная и Земля (твердь). Отголоски этих и других изображений до сих пор используются в традиционной росписи дымковской игрушки.
Основными цветами вятской росписи являются, прежде всего, красный – цвет Верховного Божества Рода, а также желтый, оранжевый и черный. В качестве контрастных красок используются зеленый или синий цвета, которыми обозначается вода, в том числе и Хляби Небесные — воды, вытекающие из Небесной Сферы. Обязательным элементом считается наличие белого цвета, обозначающего Изначальный Белый Свет.
Стиль вятской росписи можно охарактеризовать как свободный, кистевой, точечный, выполняющийся с использованием техники «двойной мазок» с фоном или без такового.»
источник- 43art.ru/history.html
Почти под всеми представленными работами стоит имя автора Галина Устинова – признанная художница, народный мастер художественных промыслов Кировской области. Художница, возрождающая старинную роспись.
А дальше чистая услада для глаз, цветовые решения и новый источник для вдохновения
Источник картинок- 43art.ru/shop.html?tags=%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE
patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-07.htm
И еще снимки росписи из местного краеведческого музея
20 комментариев
У нас ведь в каждом крае так много всего интересного.
Очень понравились первые осовремененные миниатюры. Добрые такие.
Обратите внимание, что я сказала про домовую роспись: на потолках.То есть гирлянды цветов ( веночком) на потолке.А когда возникли потолки? Не раньше конца 18 века, и появилась длинная доска ( матица), которая поддерживает потолок).А Устинова рассказывает, что «древняя Вятская роспись» появилась чуть ли не в 9 веке, во времена Киевской Руси.Так тогда и потолков-то не было, люди в землянках жили и без окон.Какая ещё домовая роспись 9-го века? Кого она обманывает? И краски масляные, которыми выполнена домовая роспись, появились не раньше 15 века.
Далее.До конца 19 века избы топились по-чёрному, то есть не было трубы, чёрный дым стелился под крышей.И что там можно было расписывать? Только когда появились белые потолки( с появлением печной трубы), тогда и появилась возможность украшать потолки и стены домовой росписью.
То есть всё взаимосвязано: возникновение росписи с историей Русской северной избы.
Более того, Устинова заимствовала из северной вологодской вышивки уткоконя, богиню Макошь, ладью, сцены народного календаря.Из северной мезенской росписи заимствовала коников на тонк.ножках, оленей, рыбок, свастику, ёлочки, спиральки, всю графику, сочетание цветов красное+чёрное.Из дымковский игрушки заимствовала солнечные круги и волнистые линии.
И всю эту гремучую смесь назвала вятской росписью.Ни один уважающий себя художник не будет перетаскивать традиционные элементы из одного промысла в другой! Это бизнес, женщина денежки делает и плевать она хотела на других.Да ещё заявляет как сенсацию, что возродила! Давно уже всё возрождено на фабрике «Идеал» и объединении «Умелец» ещё в 1970-е годы.
Более того, 25 февраля 2015 года в помещении историко-краеведческого клуба «Мир» ( К.Маркса,31) прошёл обл. Художественно-экспертный совет, куда была приглашена Устинова с работами.Вынесено решение совета, что роспись авторская.Можете позвонить в историко-краеведч.клуб «Мир» директору Крыловой Людм.Георгиевне, тел.36-15-25, и она Вам расскажет про росписи, так как мировцы уже 30 лет ходят в экспедиции, и у них сформирована коллекция старинных домовых росписей.И она была на том совете.
Так же можете позвонить и в обл.краеведч. музей научному-сотруднику, историку Сенниковой Людмиле, а так же зав. музеем Приказная изба ( Вятские промыслы) Гузлаевой Галине Григорьевне (тел.64-22-50), и она Вам скажет это же.
Кстати -вторая и третья фотограф.сверху ( со старин.росписями) — это не из краеведч. музея, и из историко-краеведч.клуба «Мир».Всё, что на фото -буфет, сверху фарфор.чайники, слева самовар-всё это привезено из экспедиций по северным районам Кировской обл.
На третьей фотограф. сверху-обратите внимание вверху на красную занавесочку с горизонтальными полосками.Она висит над печкой, а точнее прикрывает полати.Туда любят забираться ребятишки, когда приходят в «Мир».Вообще в «Мире» здорово! Кто побывает в Кирове, или живёт в Кирове-обязательно приходите туда!
Там очень тёплая атмосфера, и директор Людмила Георгиевна -просто кудесница! Всё расскажет и экскурсию проведёт.