Портрет самого прекрасного учителя в мире

Что тут сказать… это очень любимый человек… Мне очень его не хватает…

Ещё когда я не ходила в школу, я уже знала, что в школе № 20, которая в трёх минутах ходьбы от моего дома, есть прекрасный, весёлый, добрый и чудесный учитель истории Георгий Израилевич Годер.
И я очень сильно любила его заранее.
Потом я пошла в школу, отучилась в началке, потом ещё год тихого мрака в четвёртом классе, где историю вела какая-то мутная полковничья жена, и наконец — счастье! я попала к Георгию Израилевичу. Он принципиально вёл историю только Древнего мира и Средних веков, то есть только пятый и шестой классы, но мне повезло, и именно тот класс, где училась я, он взял ещё и на третий год, на седьмой класс.

Нигде не было так итересно, как на уроках Георгия Израилевича. Он преподавал по собственному учебнику. Думаю те, кто старше сорокА, тоже по нему учились
Альбом пользователя ЕкатеринаКостинская: Портрет самого прекрасного учителя в мире

Мы переносились в Древний Египет, в Элладу, мы брели по улочкам средневекового города, и прелестная дама в чепчике выливала на нас из окна содержимое ночной вазы. Георгий Израилевич показывал нам диафильмы, даже в кино нас водил, мы писали сочинения от первого лица про жизнь с Древней Греции и в Средневековой Европе.
Но это всё не объясняет того, что он был Человеком с самой большой буквы. Дело не только в уроках, а в том, что он старался сделать из нас людей. Справедливых и думающих. Потому что сам был таким. Мне больно писать это был
Думаю, что именно благодаря Георгию Израилевичу я не свихнулась в школе, хотя было мне там совсем не фонтанно.
Когда уроки Георгия Израилевича у нашего класса закончились, он взял меня к себе на исторический факультатив, где занимались ребят шесть-семь из класса на год старше. Это вообще был непрерывный праздник. Мы собирались в любимом классе истории раз в неделю, пили чай с вкусняшками и обсуждали всякие интересности из истории Древнего мира и Средних веков. Что-то рассказывал Георгий Израилевич, а на какую-нибудь тему делал доклад кто-то из нас. И это была свобода, любовь и радость.
Несколько раз я была у Георгия Израилевича в гостях (с факультативом, потом со своей сестрой и последний раз — с любимым мальчиком, который тоже учился у Георгия Израилевича, только на два года раньше, чем я. Но это мы уже совсем взрослые были. Именно с того последнего визита и осталась у меня фотография, из которой получился портрет)

Альбом пользователя ЕкатеринаКостинская: Портрет самого прекрасного учителя в мире

Быть взрослой не так уж плохо. Я послешкольная уже могла позволить себе звонить периодически (раз в полгода где-то) любимому учителю и говорить за жизнь. А потом мы и переписываться стали, спасибо интернету.

Когда я забрала свою старшую, Янку, из школы на семейное обучение, именно 20-я школа была выбрана и только из-за Георгия Израилевича, чтобы к нему она могла ходить на уроки. Вообще-то при семейном обучении ребёнок в школу ходит только на экзамены, но Георгий Израилевич согласился, и директор (не та жуткая баба, при которой училась я, а прелестная математичка Кнопочка, жена моего другого любимого учителя, математика Петра Ивановича) пошла нам навстречу, и Яське разрешили дважды в неделю бывать на уроках у Георгия Израилевича.
Но проучиться у него Янка смогла только год, в шестом классе сказала, что не может видеть, «как это быдло издевается над Г.И.» «Не могу же я их всех бить весь урок» — рыдала она. Изменились детки, считали нормой на уроке жрать, слушать музыку, громко разговаривать, повернувшись к учителю задницей.

К слову сказать, Георгий Израилевич очень не одобрял того, что Янка учится дома, ругался на меня постоянно, говорил, что человек, которому предстоит жить в этой стране, должен учиться в школе, чтобы сразу привыкал к реалиям здешней жизни. Иначе, говорил он, увози её в Израиль.
А потом Георгий Израилевич уволился из школы. Мне он сказал так: «Не знаю, сколько мне осталось, но эти дни я хочу провести на воле». И с тех пор ни разу не попрекнул меня тем, что мои дети учатся нешкольно.

И конечно, я любила и люблю его не только как учителя. Я просто очень люблю его. Один из самых дорогих для меня людей.

Да, так вот, в 2008 году я превратила фотографию в бисерный портрет

Альбом пользователя ЕкатеринаКостинская: Портрет самого прекрасного учителя в мире

Отнесла Георгию Израилевичу в школу. Он не знал, конечно, про мои коварные планы его забисерить. Был очень тронут, сказал, что у него на портрете получилось гораздо более значительное лицо, чем в жизни.

13 комментариев

na_lapax
А я помню этот учебник  И теперь понимаю, почему именно этот исторический период вызывает у меня восхищенную задержку дыхания. Спасибо за рассказ и работу, в которую вложено столько любви и искренности!
ЕкатеринаКостинская
Уже три с половиной года, как Георгия Израилевича нет, а я не могу спокойно смотреть ни на этот портрет, ни на его фотографию. Горло сжимается… Я помню, я и сейчас чувствую, как я в последние годы нашего общения, встречаясь в школе или на улице по дороге к школе, обнимала его, стремясь в это короткое объятие перелить в него всю мою любовь, напитать ею, согреть…
Мне больно, что я недолюбила, недодала тепла… Могла ведь и чаще писать, тупая корова…
na_lapax
А вот не надо себя корить. От того только хуже самой, а если жизнь там есть, то и его душе там неспокойно. Человеку с такой душой, как у него, только больно, если по его поводу кто-то страдает и мучается. Не надо… Сочувствую такой горечи утраты…
ЕкатеринаКостинская
Я уже почти не корю… просто мне хотелось дать ему больше…
tjn
Так вот кто примирил меня с необходимостью идти в пятый класс!!! Ненавидела школу всеми фибрами души. Именно поэтому, не могла видеть, как быдло издевается над учителями. С прекрасными учителями мне везло гораздо больше, чем с одноклассниками. Так вот, получив после окончания четвертого класса учебники на пятый класс, я чуть не спала с учебником истории древнего мира, именно этим, Г.И. Годера с соавторами. И с трепетом ждала, как этот предмет начнут преподавать. И о ужас. История древнего мира превратилась в устах нашей исторички в бесконечную нудятину, с перерывами на дисциплинарные моменты. Но когда меня вызывали отвечать, я оттарабанивала главы почти наизусть, да я и знала их почти наизусть, перечитав летом их раз сто. За что было поставлено на вид моей маме, типа зачем ребенка зубрить заставляете. На этом моя любовь к гуманитарным наукам была придавлена окончательно, о чем не жалею. Надо как-то увековечить моих математичку, химичку и двух физиков — гениальных без преувеличения педагогов. Которых сживали со свету завуч-историчка и директорша. Было за что — математичка пела «Jesus Christ Superstar» на школьном вечере лучше оригинала, химичка имела наглость быть кандидатом наук и заслуженным учителем, которого обожали ученики, а у физиков были любимчики из хронических нарушителей дисциплины.Ой, что-то занесло…
Спасибо за память об авторе одного из любимых учебников!
Последний раз редактировалось
ЕкатеринаКостинская
И спасибо Вам, Юлия, за память о Георгии Израилевиче.
Знаете, я не то чтобы неавидела школу, мне просто было там плохо. Взненавидела её позже, когда дочь пошла учиться. И то понадобилось несколько лет, чтобы понять, что школа, любая, даже хорошая, не что иное как тюрьма, со всеми вытекающими. С соответствующими отношениями внутри. Причём тюрьма как для детей, так и для учителей (но это я поняла после того, как сама отучительствовала в школе несколько лет и стала задыхаться от безысходности (а всего-то последние три года в школе бисерный кружок вела раз в неделю. До этого в частной школе преподавала пару лет английский).
И Георгий Израилевич был очень прав, говоря про волю.
Кстати, о соавторах учебника. Ирина Сергеевна Свенцицкая — жена Георгия Израилевича, доктор исторических наук, профессор, специалист по античности и раннему христианству. Алексей Алексеевич Вигасин — их друг, востоковед.
Вера2014
мне болше 40 лет! И я училась по учебнику этого прекрасного педагога и человека! Передавайте ему низкий поклон, очень люблю историю и по сей день! история государства и права в академии был одним из любимых предметов, как и история средних веков!
ЕкатеринаКостинская
Спасибо, Вера!
Спасибо за память.
Поклон я передать не смогу, Георгий Изралевич умер три года назад…
Ksaria
Прочитала и как вместе с тобой пережила всё то, о чём написано. И пронизалась любовью к этому человеку. И КСТАТИ — мне 32, но я училась по этому учебнику. Потому что у нас в 5 классе был самый лучший в мире учитель истории (для меня). Жаль, но проведя всего год в школе нашей, он уехал в Санкт-Петербург учительствовать  ДО сих пор его помню.
Портрет птрясающий — Георгий Израилевич вышел на нём и серьёзный, и в тоже время с улыбающимися глазами. Видно, что светлый человек был!
ЕкатеринаКостинская
Да, очень светлый. Спасибо, Ксюш. Счастье, когда в нашей жизни встречаются самые лучшие в мире учителя.
Bellissima
Да мы почти все учились по этому учебнику. Чудесный учебник, именно благодаря ему я люблю «историю». Мне повезло, у меня и в школе были чудесные «исторички», и в колледже. В институте, не совсем чудесные, но и предмета как такового практически не было, только «общие фразы».
Здорово увидеть портрет человека, которому я обязана любовью к истории. Спасибо!
Последний раз редактировалось