Тайны советского кино

Еровшин
Оригинал взят здесь


С самого первого просмотра фильма «Москва слезам не верит» меня терзал вопрос: Каким образом Николай смог в огромном мегаполисе разыскать ушедшего «в отрыв» Гошу? Что было об этом самом Гоше известно? Да практически ничего, кроме имени, профессиии, анатомической особенности (шрам от аппендицита). Ни фамилии героя, ни места его работы, ни адреса, ни паспортных данных никто не знал.

Флудилка: гога

Ларчик открывается после прочтения книги сценариста картины Валентина Черных.

Так вот. Оказывается, Людмила еще до замужества крутила роман с одним товарищем из «конторы глубокого бурения». Еровшин его фамилиЁ. В фильме этот товарищ не присутствует по понятным причинам, в пост-сценарии же он вершит судьбы героев аки ангел-спаситель.

Свернуть

– Катерина, – начал Еровшин, – я знаю, что его зовут Георгий Иванович, но не исключено, что в паспорте записано Юрий Иванович и Егор Иванович. Ты паспорт его видела?

– Нет, конечно.

– В следующий раз не стесняйся посмотреть, – посоветовал Еровшин.

– Следующего раза не будет… А как вы это представляете? Пока мужчина спит, я залезаю ему в карман пиджака?

– Ничего зазорного в этом нет, – спокойно ответил Еровшин. – Но это все шум – сейчас нужна информация, а не советы. Людмила говорила, что он слесарь и занимается электроникой. Здесь какая-то нестыковка. Может быть, объяснишь?

– Насколько я поняла, он создает приборы, с помощью которых ученые что-то исследуют и защищают диссертации.

– Значит, научно-исследовательский институт. Когда вы с ним ходили или ездили по городу, вы ведь о чем-то говорили. Вспомни! Какие-нибудь такие фразы: здесь я жил в детстве, здесь я ходил в школу.

– Нет. Мы об этом не говорили.

– А ты с его слов знаешь, что он занимается электроникой?

– Не только. У них целая компания. Они выезжают на пикники, по грибы, на рыбалку. Когда мы были на пикнике, там были настоящие кандидаты и доктора наук. Молодые в основном.

– На любом пикнике, да и вообще в мужской компании в основном говорят о женщинах, о службе в армии и о работе. Все это мужиков объединяет. О чем говорили на пикнике?

– Что мы отстаем в электронике. Что у них недавно заменяли ЭВМ «Минск», я забыла порядковый номер, эти допотопные шкафы, на современный японский компьютер.

– Вот вы сидите, разговоры идут справа от вас, слева и напротив, и все в пределах слышимости. На что вы обратили внимание в их разговорах, что вас заинтересовало?

– Что в универмаге «Москва» выбросили женские сапоги «Саламандра», все мужики лаборатории побежали покупать своим женам. А один метался между полок в растерянности. Он хотел купить сапоги любовнице, но не знал ее размера. Все очень смеялись.

Еровшин открыл свой кейс и достал книгу-карту, быстро перелистал ее.

– Ленинский проспект, универмаг «Москва». В двухстах метрах от него – институт электроники.

Еровшин набрал номер телефона.

– Институт электроники. Ленинский проспект. Георгий Иванович, слесарь, механик, приборист, посмотри допуски секретности…

– Да, – вспомнила Катерина, – он ездил в Ригу в командировку на завод ВЭФ. Вернулся четвертого ноября…

– Возраст?

– От сорока до сорока трех.

– От тридцати восьми до сорока пяти, – сообщил в телефон Еровшин. – Жду!

– Вы не сказали, куда позвонить, – напомнила Катерина.

– Он знает, – ответил Еровшин, – у них телефон с определителем номера.

– А если из телефона-автомата?

– Все телефоны-автоматы тоже имеют номера.

Зазвонил телефон, Еровшин снял трубку.

– Да. Да. Да. Записываю. Скоков Георгий Иванович, сорок второго года рождения, Малая Бронная, двенадцать, сорок вторая. Да, да. Понятно. Будем через пятнадцать минут, – и положил трубку.

– Знаешь что, тебе не нужно ездить, – обратился он к Катерине. – В такой ситуации начнется выяснение, кто виноват, слово за слово – и потом будет еще труднее поправить. Поедет Николай. Мы его подвезем и по дороге проинструктируем. И он привезет его сюда. Здесь ты на родной территории, рядом будет Людмила, она в любой ситуации сориентируется.

– Он не поедет ко мне, – произнесла Катерина.

– Поедет, – сказал Еровшин. – Такие женщины, как ты, на каждом шагу не валяются. Зови Николая!

Николай вошел в кухню.

– Мы его нашли, – сообщил Еровшин. – Но у тебя будет сегодня сложная и ответственная задача – доставить его сюда. Мы посовещались и пришли к выводу, что только ты сможешь это сделать.

– Задание понято.

– О подробностях предстоящей операции поговорим в машине.

– Я готов. – Николай налил себе водки, выпил и щелкнул каблуками ботинок.

Николая высадили у дома на Малой Бронной, где жил Гога.

– Напор и уверенность! – напутствовал Еровшин. – В таких ситуациях аргументы не так уж и важны. Действуй по принципу «сам дурак!».

– Не понял, – удивился Николай.

– Поясняю. Он говорит, что его обманули. Ты говоришь – сам обманулся.

– Такие факты есть, – подтвердил Николай.

– А главный довод – поехали, там разберемся!

– А если не поедет?

– Тогда звони Катерине, пусть приезжает сама…

– А если попытается скрыться?

– Попытайся остановить.

– А если он применит силу?

– И ты примени тоже.

– А если нас заберут в милицию за драку?

– Очень хорошо. Катерина приедет его выручать. А тебя Антонина.

– Ладно. Попытаюсь обойтись без драки.

Николай поднялся на пятый этаж пешком – лифт не работал – и остановился отдышаться. Пять этажей в старом доме равнялись по высоте восьми в новом – за счет высоких потолков. Он нажал кнопку звонка, дверь ему открыла старуха, даже не спросившая, кто он и к кому пришел. Вспомнив напутствие Еровшина о напоре и уверенности, Николай приказал старухе:

– Стоять!

Старуха обернулась и с интересом посмотрела на Николая.

– Скоков Георгий Иванович, он же Гога, Гоша, Юрий, Егор, здесь проживает?

– Гоша здесь. Но к нему лучше завтра зайдите.

– Причина?

– Пьет он. Последние года три не пил, а вот сорвался.

– Приведем в норму, – пообещал Николай и скорее приказал, чем попросил: – Проводите меня до его комнаты.

Уверенность и напор произвели впечатление на старуху. Она довела Николая до комнаты Гоги. В коридоре шел ремонт, приходилось не идти, а пробираться между бочками с побелкой, ведрами, вынесенной из комнат мебелью.

Николай вошел в комнату Гоги не постучав. Напор и уверенность – снова напомнил он себе. Сейчас Гога, конечно, удивится, начнет расспрашивать: кто, да что, да почему? Он ему скажет: поехали, по дороге разберемся. Но план Николая начал рушиться с первых же секунд. Гога сидел за столом и пил пиво. Он осмотрел Николая, тот осмотрел Гогу и подумал: из-за чего такой сыр-бор? Не гигант, не красавец, не моложав. Гога жестом пригласил Николая к столу и налил ему водки.

– Я пиво, – сказал Николай.

– Потом, – сказал Гога.

Николай выпил водки, Гога налил ему пива. Николай выпил пива.

– Гоша, – Гога протянул Николаю руку.

– Николай.

Они пожали друг другу руки. Гога налил пива себе и Николаю. Выпили. Закусили очищенной таранью.

– Редкая по нынешним временам рыба, – заметил Николай.

– Согласен. Как погода?

– С утра был дождь, но для этого времени года достаточно тепло.

– Что происходит в мире?

– Стабильности нет. Террористы захватили самолет компании Эр-Франс.

– Нехорошо. Террор – не метод борьбы. Ты кто?

– Я Николай, муж Антонины, которая подруга Катерины и Людмилы.

Когда в квартире раздался звонок, подруги сидели на кухне. «Девочки, откройте», — попросила Катерина.

– Я сказал – доставлю и доставил, – сообщил Николай.

– Скорее все наоборот, – заметил Гога, – но я не настаиваю.

В переднюю вышли Людмила и Антонина.

– Где же ты так набрался? – Антонина бросилась к Николаю.

– Не было закуски.

Из кухни вышла Катерина.

– Ужин готов, – сказала она.

И все прошли на кухню. Александра принесла из комнат стулья.

– Пересядьте, пожалуйста, – попросил Гога Людмилу. – Обычно здесь сижу я.

– Я, между прочим, раньше здесь сижу, – возразила Людмила.

– С сегодняшнего дня это отменяется. Теперь здесь буду сидеть я.

Гога занял место во главе стола и пригласил:

– Прошу всех к столу.

– Нам пора, – вдруг сообщила Антонина и, не дав сесть Людмиле, подтолкнула ее к выходу. Николай встал, доедая на ходу котлету.

Гога вышел в переднюю.

– Давайте дружить домами, – предложил Николай.

– Принимаю предложение, – ответил Гога, – и выдвигаю встречное: дружить семьями.

Поддерживаемый Антониной и Людмилой, Николай вышел на лестничную площадку.

Катерина и Гога вернулись в кухню. Постояли молча.

– Я бы съел супчику, если есть, – попросил Гога. – Неделю не ел горячего.

Ну а дальше все помнят:

— Как долго я тебя искала.
— 8 дней.
— …Как долго я тебя искала.

43 комментария

Ясама
Правда-правда, я книгу читала! Фильм люблю, а книга еще больше понравилась. Много не вошло в картину.
valy33
даже не знала, что книга есть… ух ты!!!
а книга не по фильму написана, правильно… а фильм по книге снят… а как называется?
мне этот фильм так нравится… я вообще обожаю старые фильмы пересматривать…
Ясама
Валя, вначале была книга! В. Черных. Москва слезам не верит.
valy33
вот спасибо!!! честно говоря — читать очень люблю, но о книге первый раз слышу…
Bellissima
Мариночка Дмитриевна, я Вас обожаю! Вы сложили в моей голове пазл!
MarinaD
Вот что нашла по поиску читать он-лайн. Сама даже не задумывалась никогда, что фильм снят по книге
valy33
спасибо!!!  только хотела побегать по инету — поискать… а тут уже на блюдечке… Спасибочки Вам огромное!!!
MarinaD
не за что  сама приятно удивлена. Уже прочитала страницу, очень легко читается)))
Bellissima
Сохранила себе — буду читать! Спасибо за ссылку!
Irischka
Вот спасибо! И я не задумывалась, что фильм может быть снят по книге! И за ссылку тоже спасибо!
Korona
хм… странная вещь… никогда не задумывалась про книгу))))огромное спасибо за наводку))))бум читать и наслаждаться… люблю после фильмов читать книги… кроме «Семнадцати мгновений весны» всегда была приятно удивлена)))
perla
обязательно прочитаю, спасибо… меня мама назвала Александрой после этого фильма!
taniki
вот еще здесь есть разборы сцен germanych.livejournal.com/96238.html
Catarina86
Не знаю, я читала, что фильм снят по сценарию, а уже после выхода фильма автор сценария написал книгу, читала ее давно. лет 9-8 назад… Книга понравилась, но так в фильме Катерина сама всего достигала, а там описывается насколько она хороша в постели и как ее продвигали мужчины((
Сестрица_Алёнушка
Точно так же в «Место встречи изменить нельзя» искали Кирпича. Так вот — хоп! — и сели в нужный трамвай. В книге «Эра милосердия» там еще кучу предварительных действий провели, с задействованием Сеньки Тузика, который в фильме лишь намеком (непонятно, что за чел и чем занимается), выяснили нужную ветку трамвая и ЕМНИП несколько дней катались, пока не засекли.
Но справедливости ради — мне фильм гораздо больше понравился, чем книга Вайнеров. Во-первых, образы Жеглова и Шарапова больше понравились в фильме, ну и во-вторых, Варя жива.  А еще там есть как минимум один ляпсус (киноляп) в последней серии, когда Горбатый говорит Промокашке сходить в банк в 8 утра, положить 25 тыс. на сберкнижку Шарапова. Утром Промокашка еще спит, а книжку уже принесли, ну и поднялась банда вроде в 6 утра, как им велено было. А вообще — и еще до кучи проколов: в банде говорили, что снег в помощь — если опера уже были, то наследить успели. На день операции этот момент замыливается. И еще — как якобы Фокс мог знать детали операции типа «магазин закроют, когда будет очная ставка, это вам сигнал будет».
MarinaD
А давайте по прочтении книги устроим «разбор полёта» кому что больше понравилось. Я, например, со второй страницы начала испытывать какой-то дискомфорт, пока не знаю почему, но фильм, по-моему, добрее и романтичнее. Просто я довольно хорошо помню время, начиная с 1968г. И людей, с которыми общались мои родители, и которые жили с нами рядом.
Нафаня
Мариночка Дмитриевна, спасибо за ссылку!
Начала читать… Пока ощущение, что это совершенно другое произведение, не имеющее отношение к фильму.
Последний раз редактировалось
MarinaD
да-да, особенно Людмила, такая циничная особа, которая никак не ассоциируется с Ириной Муравьёвой.
taniki
Ну, в принципе, она такой и задумывалась по сценарию

Ирина Муравьева рыдала от обиды

На роль Людмилы Свиридовой руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову и Анастасию Вертинскую, и Жанну Болотову, и Валентину Титову. «Неинтересно!» – в один голос заявляли актрисы, прочитав сценарий. Ирину Муравьеву режиссер увидел в одном из телеспектаклей. Актриса без колебаний согласилась играть и прошла пробы. Но потом рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, – призналась как-то актриса. – Грубая, неотесанная и даже местами пошлая. Все, что я ненавидела в людях, вылезло на экран».

Отсюда: www.yaplakal.com/forum2/topic829536.html?hl=%EC%EE%F1%EA%E2%E0+%F1%EB%E5%E7%E0%EC+%ED%E5+%E2%E5%F0%E8%F2
MarinaD
А мне кажется, что она сгладила все углы и сделала свою героиню скорее прикольной, чем стервозной. Мои симпатии на стороне Муравьёвой))) Без неё фильм был бы скушен
taniki
не без этого))) Получилось менее жестко, чем задумывалось))
MarinaD
надо сказать, что в жизни у Ирины Муравьёвой, вероятно тоже характер не сахар. Я помню передачу «Квартирный вопрос», как ей переделывали кухню. Очень негативное впечатление произвело её неудовольствие работой мастеров и дизайнера.
ссылка на видео с передачей
так что от Людмилы она в этой передаче не сильно отличилась))))))
taniki
я бы тоже не в восторге была, честно говоря. Такая плитка на все стены — не очень смотрится, в холодильник надо все время нагибаться, камин там, при таком дизайне, честно говоря, не пришей… скатерть на столе похожа на старые шторы.

Был в этой или подобной передаче выпуск, где делали комнату для девочки подростка. Все в белых тонах, сделали одну полку вдоль всей комнаты почти под потолком, книги обернули в белую бумагу… Очень «эргономично»…
Последний раз редактировалось
na_lapax
Согласна. Я одно время смотрела «Квартирный вопрос» с интересом, а потом… они реально стали делать ради того чтобы сделать, а получалась фигня. И мне всегда было жаль хозяев, которые изображают радость.
taniki
вот да. Мне очень жаль было эту девочку. Она и не пыталась изображать радость. Очень старый выпуск был, не найду теперь
MarinaD
Я бы не смогла так резко и прямолинейно… Ведь её никто не заставлял к себе пускать, условие было — сюрприз и неожиданное решение, пожелания, вероятно, тоже были… и потом, «дареному коню ....»
taniki
я бы не сказала, что резко. Она же не скандал устроила))) Пожелания, вероятно, были, но не так интерпретированы дизайнером. Да и изображать радость она не обязана, если не нравится. С другой стороны, это вполне мог быть такой пиар-ход передачи
MarinaD
я уже думала над этим… может и так.
Но она, действительно, очень прямолинейна))))
БисМаньячка
Книга вообще написана жестковато по стилю, очень рационально и прямолинейно — ну что взять, мужик писал. Но! Вот эти мужские диалоги, выяснения чувств и прочее, это так ценно… Именно с мужской точки зрения. А то женские романы, даже лучшие, даже Джейн Остин — именно в этом месте всегда хромают. Когда женщина пытается представить себе, как мыслит мужчина… А в итоге получаются бабские нюни из мужских уст. Ну беее… Вот честно, если бы в жизни мужчины заныли таким образом, они потеряли бы часть женского уважения. А приведенный диалог с Николаем, он именно что мужской! Казалось бы, об отвлеченном, но им достаточно, чтобы понять и основное. Это же прелесть!
MarinaD
Меня напрягла очень политизированная направленность текста. И неприязнь к коренным москвичам…
dormar
Прочитала книгу по Вашей наводке. Написана она видимо, в начале двухтысячных. То ли автор хотел предложить сериал снять, то ли просто решил развить тему. Фильм намного добрее, человечнее и наивней. Нельзя войти в одну и ту же воду дважды.
Нафаня
Пошла в конец книги. Написано «март 1994».
dormar
А я, старая. и не посмотрела. Просто там в конце описывается смерть Брежнева и «10 лет спустя». Брежнев умер в ноябре 1982.
Нафаня
Я бы тоже не посмотрела, если бы не Ваше сообщение  
Зато всю книгу читать не стала — не хочу портить свои ощущения от этого доброго фильма.
dormar
И Вы поступили правильно. А меня любопытство подвело. Я как-то никогда не задумывалась, каким образом Николай нашел Гошу. Чудо — и все. А тут объяснение — думаю, дай, посмотрю.А оно постфактум. Скучно протокольно. Но сериал в духе современных вполне снять можно. Жаль, автор скончался в 2012.
MarinaD
Согласна, бывает очень интересно читать книгу, когда посмотришь фильм, а здесь всё наоборот, какой-то дискомфорт. Хотя читается довольно легко, но смысл напрягает.
Я вот тоже ремейки не приемлю. Очень-очень редко бывают удачные. Пример удачных -«Дети капитана Гранта», «Хождение по мукам», «Два капитана»…
dormar
А я еще пару его произведений вчера посмотрела. Сценарий к фильму «Воспитание жестокости у женщин и собак».и «Пират и пиратка».У этого автора вообще мужской потребительский взгляд на женщину, как объект желания. А с другой стороны, некая зависть мужская, что мужчина таким объектом быть не может, хоть иногда и хотелось бы, чтобы меньше напрягаться
Lusia
Спасибо за ссылку. Прочла, чисто «из интереса» для сравнения, с самого начала какие-то нестыковки по стилю с фильмом. В конце увидела дату написания 1994, а фильм снят в 1979. Фильм мне понравился больше.
MarinaD
Согласна, и у меня тоже такое впечатление
Нафаня
Прочитать я смогла только две главы… На большее меня просто не хватило. Решила, что не буду портить восприятие от фильма, в котором такие милые, романтичные и не очень, юные девочки, а позже женщины — какие-то близкие и родные — живут обычной жизнью, решают без КГБ свои маленькие-большие проблемы.
Для меня это фильм-бальзам на душу, смотрю его когда на душе тяжело и сразу становится светлее.
MarinaD
Да, фигня явная, если книга дописана по готовому сценарию в это постсоветское время, то явно соблюдался конъюнктурный заказ на разоблачение «советской действительности».И писал его явно либерал из числа тех, кто всегда против всех, когда ему выгодно.
Тоже расхотелось читать…
Это как фильмы смотреть современные о жизни 60-70-х годов. Сплошная осовремененная фальшь.
Нафаня
Полностью согласна.