«Правду говорить легко и приятно…» или несколько причин быть откровенным с заказчиками.

Интересно и поучительно наблюдать за общением мастеров и покупателей. И читать о нем. Конечно, «каждый выбирает для себя…», и выбранная, сложившаяся стратегия поведения с покупателем и коллегами характеризуют человека лучше его автобиографии. Однако, есть определенные законы общения, которые стоит учитывать хотя бы тем, кто только начинает ввинчиваться в рукодельные продажи и только формирует (выбирает) свою линию поведения.
Кажется, общеизвестно, что человек с музыкальным образованием лучше понимает тонкости техники и роскошь звучания инструмента в руках виртуоза-исполнителя. Ярче увидеть и понять произведение мастеров живописи поможет художественная школа. Точно так же человек, понимающий особенности бисерных технологий, лучше поймет и оценит шедевры бисерной работы. Конечно, у такого грамотного ценителя есть и опасная черта, своеобразная «оборотная сторона»: он легче увидит и огрехи, и места где мастер схалтурил или попросту где он не мастер. В общем же случае бояться, что сложность работы будет развенчана в результате рассказа о ней – довольно странно. Конечно, есть люди, которым тонкости творческого процесса неинтересны, их интересует результат. Но о них и речи нет. Вопрос что делать с теми, кто активно интересуется «как сделано», «где куплено», «сколько времени потрачено».

Технологии исполнения. Есть мнение, что подробный рассказ «плодит конкурентов». Однако, если хирург расскажет вам весь процесс удаления аппендицита, то сами вы не станете моментально хирургом, и не будете худшего мнения об умении врача (конечно, если у него не только язык хорошо подвешен, но и руки откель надо растут). И танцор, и швея, и живописец могут многое рассказать нам, совершенно не опасаясь завести в нашем лице конкурента или снизить накал удивления от результата их трудов и умений.
Конечно, проведение матер-класса не подразумевается (это уже большая трата времени), но максимально откровенные ответы на интересующие человека вопросы давать просто-таки полезно. Представьте, что может включать не слишком подробный рассказ о технологии изготовления самой банальной броши: описание вариантов камней (натуральные, искусственные, синтетики, тонированные; отличие китайских, индийских, наших, штатовских, прозрачный, полупрозрачный, граненка и кабошон и т.п.), выбор материала для обрамления камня (бусины, стразы, бисер – ну, тут до бесконечности), их сочетаемость по цвету, по фактуре, выбор и особенности видов ниток (лавсан, капрон, мононить, файрлайн, рыболовный тросик, импортные навороты типа нимо и т.п.), особенности иголок разных производителей, особенности первичного крепления, особенности разной основы для вышивки, особенности применения разных способов обшивки кабошона… и это только тезисы самого начала описания технологии! В принципе, если человеку интересно, можно на определенном этапе разговора объяснить, что подробности – на мастер-классе, т.к. времени на рассказ уходит рабочий день, а без мк это пользы не принесет, т.к. кое-что надо показать и почувствовать руками (и это святая истинная правда). Однако, к сожалению, чаще вопрошающий человек на второй минуте «деревенеет» от обилия свалившейся информации, и переводит разговор на другую тему.
Тайна мест закупок. Чего стоит твое мастерство, если весь его секрет заключен в местах закупок? Но когда мы скрываем их, то дотошный покупатель достаточно логично заключает, что вот тут-то собака и зарыта, и основное, что в нашей работе есть – удачно найти «волшебного продавца материалов». Учитывайте, что неленивый и упорный человек все равно найдет интересующую его информацию, и искать ее он станет с большей настойчивостью, если заподозрит, что это ваша большая тайна (ну, такова природа человеческая). Поэтому не давать пароли и явки – ход малополезный. Если мы оглянемся на географию наших закупок, мы поймем сами, что у нормального человека она может вызвать панику. Невинный вопрос «где я покупаю основы для брошей» сходу даст:
• рукодельный отдел магазина «Призма» на территории Финляндии (у нас такого качества нет винтовых),
• рукодельный магазин там же, не помню улицу, в Лапеенранте, это если идти к крепости, то улочка направо, но можно поискать и в книжных магазинах,
• пару-тройку проверенных продавцов на ebay – это легко самому поискать, их там много, платить – пейпал завести достаточно просто, можно почитать инструкцию – все понятно,
• интернет-магазин кабошон, это легко, гугл ищет на «раз-два», погуглите, найдете сразу
• магазин Бубис в корпусе складов трущобного типа, корпус 13, могу нарисовать как идти.
Дополнительный довод «за» открытую информацию: если человек готов проехать полгорода, пройти через кошмарную территорию железнодорожных складов, для того чтобы купить одну булавку-застежку (а не опт, как беру я), то он не будет покупать мою брошь, даже если я ему не скажу о месте своих закупок. А реальный покупатель увидит серьезную работу и сложность поиска необходимых материалов (и это тоже чистая истина).

Стоит понять, что те, кто может делать нечто руками — будет делать, дадим мы им «свою» информацию или нет, но большинству людей просто любопытно. Не удовлетворяя естественный интерес покупателя, мы ставим стенку недоверия. Отвечая развернуто, мы показываем и свою открытость, и (таки да!) сложность процесса, всего комплекса создания нашего произведения. Важно, чтобы нам самим это было интересно, и собеседник почувствует и наш интерес, и широту необходимых знаний и умений, и сможет оценить предварительную подготовительную работу по подбору материалов.

Как уже было сказано, «каждый выбирает по себе…», но в чем же выгода открытости? Тратить свое время, чтобы что-то рассказать покупателю, причем не 100% покупателю, а лишь потенциальному?
Во-первых, наше дело – не только украшения ваять, но и создавать настроение. А настроение именно с помощью диалога и создается. А что может дать в беседе мастер покупателю, если не хочет рассказывать о себе лично? Конечно, вдохновенный рассказ о любимом деле.
Во-вторых, внешняя разница «открытого» и «закрытого» стиля поведения для покупателя заключается в разнице между терминами «знать себе цену» и «набивать себе цену».
В-третьих, «хенд-мейд» – сделанное руками. Первоочередное достоинство – умение мастера. Человек, далекий от нашего увлечения не представляет себе сложности нашей работы. Подробная информация об особенностях технологии не дарует ему навыка, но дает представление о степени сложности, в конце концов — об истинной ценности предлагаемого ему изделия.

26 комментариев

Catarina86
Я когда выставляла вконтакте брошку по МК Сестрицы Аленушки, я по ее просьбе давала ссылку на МК на ярмарке, так вот потенциальные покупатели зайдя и просмотрев МК были в шоке от объема проделанной работы и тут же заказывали себе что-либо хенд мейд (не именно эту брошку)… А еще я с удовольствием даю ссылки на Ярмарку — там такие цены замечательные у мастеров, что очень приятно сказывается на моих заказчиках, так как у меня получается чуть дешевле или если не дешевле, то морально настраивает на существующие цены) А еще могу передать человека другому мастеру, если сама не могу выполнить работу — у меня заказ на жгутики был через Ярмарку в Москву, но даставка превышала стоимость самих жгутиков-браслетов, я нашла девочке мастера с БИ, которая жила рядышком и могла выполнить ее заказ, но не знаю воспользовалась ли она услугами))
Последний раз редактировалось
Marja
 Близкие идеи. Ям — классная площадка, хотя чем дальше, тем более сумбурная.
Helgla
Я себе представила, что прихожу с ландшафтным проектом к заказчикам и просто с окончательной суммой, на этапе первого разговора… может прокатит, но! для получения денег на проект обязательна смета и по материалам/растениям(количество, качество, размеры....), и по работам… а по окончании работ чеки, накладные и т.д. -полный отчет по закупке материалов...., тогда будут деньги за работы… и это НОРМАЛЬНО! У заказчика не возникает предположения, что вы «зарабатываете» еще и на материалах, как-то так… привыкла, наверное, отчитываться по затратам на материалы, поэтому и в бисерении проблем и вопросов не возникает…
Последний раз редактировалось
Catarina86
я тоже всегда и чеки показываю, и на сайты ссылки даю)
Marja
Вот это дисциплина :) Конечно, колье сваять — не сад забабахать. Но вопрос доверия и адекватности цен актуален везде. Уверенность в адекватности цен на бисер вполне может основываться лишь на доверии к мастеру. А возникновение доверия очень зависит от общения. Хотя, если приглядеться, общение сверхважно и в любом нормальном бизнес-процессе.
krot1
самое главное не расплачиваться после такой откровенности свалившимся ведром помоев в свой адрес в виде оскорблений и попытку неизвестного человека узнать о тебе все. типа лучший друг/ подруга… и так каждому встречному  открою каждому встречному душу и пусть туда может даже плюнет…
Последний раз редактировалось
Marja
После такой откровенности ничем не расплачиваешься. Творческое и личное пересекаются, конечно, но не настолько, чтобы каждому встречному работы открывать душу: рассказ о работе этого не требует. Если же личное залезает в рассказ мастера — это его личный просчет и необдуманность поведения. Селяви, однако :)
Фру-Фру
Только вчера написала в предисловии к твоей книжке — этот текст родился не от теоретических построений, а из живого опыта))) Что могу повторить и сейчас, и даже более уверенно, ибо сама была свидетелем такого опыта. И самое в нем, в опыте, замечательное, что от хорошего рассказа люди расцветают, потому как получают самое главное — ВНИМАНИЕ и УВАЖЕНИЕ. Основа маркетинга — дать человеку почувствовать себя значимым. Пусть сейчас не купит, но запомнит и в следующий раз к тебе придет — тоже чему была свидетелем неоднократно.

Ведро помоев... хм. Это ж в каких словесных и мимических выражениях надо о творческом процессе рассказывать, чтобы в ответ получить оскорбления?… боюсь даже представить.
Хотя если мастер сильно «коронован», смерды, безусловно, почувствуют, что их считают таковыми, и начнут вести себя соответственно. Тут уж или корону снимать, или целенаправленно искать таких же коронованных заказчиков. Для сохранения душевного баланса.
Marja
Ага, спасибо. очень правильная формулировка. Вот именно внимание и уважение.
natameksr
Покупатели, да покупателям в большей части плевать сколько там все эти материалы стоили, сколько времени потрачено и в какой технике все сделано. Покупателю важно за сколько он эту вещь купить может и согласен ли с энным колличеством деньгов расстаться. Обычно же про явки, пароли и техники расспрашивают те, кто или сам иглу в руках держит или, кто по наивности своей, думае, что и он не хуже может сделать. Тем кто плотно дружит с иголкой я даю полную информацию о интересующих деталях, ведь и они могут поделиться с интересующим меня, конечно если делятся, а не шпиенють, а и такие встречаются. Со «шпиенами» стараюсь больше не общатся, ибо не нравятся мне люди не полноценные, комплексованные и завидующие. Я то понимаю, что мой покупатель у шпиена не купит, а шпиенский у меня. Что бы кто ни говорил, но вкусы у всех разные и исполнение самобытное. А те, кто решает что-то сделать в первый раз и общается со мной довольно таки тесно, могут и советы и время мое получить на обучение за бесплатно, конечно пока на шею есядут, в плане — вот материал мною купленный, а ты делай. Фигу, помочь-помогу, но делать не буду или пкупай что уже есть. А такие хитропопые тоже бывают
Marja
Так ведь речь о том, что покупатели разные. И некоторым действительно наплевать что это и как появилось на свет. Но и некоторым реальным покупателям реально интересно «что да как». Что же до остальных…
Люди неполноценные, закомплексованные и завидущие встречаются мне постоянно, и я не могу назвать ни одного человека, у которого бы не было проблем (когда интересуешься началом увлечения людей бисером, тоже характерная картина получается, кстати). Я не особо заморачиваюсь внутренними побуждениями человека, интересующегося моим творческим процессом. Лишь отмечаю, что творческая откровенность выгоднее замкнутости.
natameksr
Покупатели имеют право знать как, зачем и почему сделано, они же это покупают и должны знать за что деньги платят. Есть еще ряд покупателей, которые, вот как на этикетках продуктов дотошно состав и страну производителя смотрят, так и другие вещи выбирают. третьи вообще хотят, проникнуться «творчеством и внутренним миром мастера», что бы понять — пойдет им его творчество или нет.
Про завистников мне заморачиваться приходится, ведь они не только в мире бисера есть, они вот, к слову, в моей непостредственно основной работе есть. Поэтому уже ряд таких личностей появился с которыми: привет-пока-пошел нафиг, а то сядут, ноги свесят и работай за них, а они всем макароны на уши вешать будут. У меня хоть работа и медицинской специальности, но творчества хоть отбавляй
Marja
Творчество-то в любой специальности присутствовать может, но рабочее правило «грузить лошадь, пока везет», не редкость, знаем такое. Отряхиваться иногда приходится. Хотя лучше, конечно, сразу не перегружаться
natameksr
Вот поэтому пока можно делимся, а как наседать начинают -нафиг. А как определить сразу оно такое чмо или со временем выползет Поэтому по отношению к покупателям правила могут действовать, а вот к так называемым «братьям по цеху» не очень.
У нас на следующих выходных будет ярмарка, больше чем уверена, что если я подойду к продавцам с бисером и спрошу, как это сделано или откель материалы, меня пошлют лесом. Ради эксперимента готова поспрашивать. Многое же еще и от менталитета зависит
Marja
 Так я тоже наблюдаю, что посылают чаще, чем идут навстречу. На мой взгляд такое поведение — «не по уму», о чем, собственно, и текст. Все доводы за «посыл» — рационализация детского чувства неумной жадности и, отчасти, лени. Конечно, бывает человек предлагает материалы к продаже, но чаще всего он тогда на изготовление украшений не разменивается.
Зовутка
вот что-то я представила ателье по пошиву платьев, приходит тётенька, а ей портной начинает рассказывать, где нитки покупает, шпульки, кантики, клеевую, как машинку заправить, как водой утюг залить и т.д. я что-то такого не видела никогда. А не много ли распинаться перед каждым клиентом бисерному мастеру надо? Есть товар, есть цена. Не хочет — пусть китайскую штамповку покупает.
Marja
Китайскую штамповку как раз и продают с подходом «есть товар, есть цена». А уникальные вещи требуют другой подачи. Ни в коей мере не навязываю свою линию поведения, и если мастер считает ниже своего достоинства «распинаться перед каждым клиентом», то, скорее всего, у него уже есть своя, оправдывающая себя стратегия продаж. Те же, кто пытается нащупать свой путь, возможно и найдут что-то полезное в тексте :)
Ателье по пошиву платьев — это уже организация, артель. Иной масштаб и иной подход, в нем больше потока и меньше индивидуального подхода. А вот индивидуальный портной как раз и чаю нальет, и о работе расскажет. И не каждому, хватая за подол, а лишь тому, кому это интересно.
lobius
Очень мне импонирует такой подход! Никогда не понимала смысла огород таинственный городить.
Marja
Городить огород, возможно, есть резон, если используется какой-то «секрет» из внешних составляющих. Например, если применяется рецепт и технологическая последовательность, не поддающиеся расшифровке без серьезных вложений времени и сил (изготовление булата, например). Но наши бисерные «уникальности» создаются не за счет технологических тайн (как правило), а яркостью видения и маниакально выработанными моторными навыками
lobius
Так то — рецепт! Рецепт вполне может быть секретом!
А технология изготовления и материалы для покупателя странно делать тайной, на мой взгляд. Обычно ничего подробнее, чем «нанизываю каждую бисеринку на нитку, а потом вяжу крючком» и не нужно. «Да, в специальной программе, да, не сама рисовала схему, да, долго и муторно, но есть те, которые делают быстро, да, покупаю бисер там, где и вы можете купить»
Так и с булатом. Мне, как покупателю, вполне хватило бы объяснения на вопрос почему он с разводами, какого-нибудь ответа «потому что там тончайшими слоями укладываются металлы и укатываются потом все вместе» (от фонаря написала, не знакома с технологией изготовления) Или на вопрос почему этот нож дороже этого, меня вполне бы устроил ответ «потому что там процент углерода гораздо выше и поэтому процесс изготовления сильно усложняется» (и это от фонаря)
Более подробно спрашивают те, которые хотят сами сделать или хотя бы попробовать. И тут уже мы вправе выбирать тратить ли время на объяснения или, как вы правильно заметили, отправить на МК.
Marja
 Ага, ага. Сложные технологии часто глубоко охраняемы. Дамасская сталь — то, что на сегодняшний день относительно хорошо исследовано. А современные технологии еще как охраняемы. Но это явно не область «х/м». Но и «наши» иной раз на хорошем обставлении секретности работают. Была (может и есть) девушка, вроде из Голландии, делающая бусины из тряпки с эпоксидкой. Очень красиво раскручивалась на элементе тайны. Хотя, конечно, никто нам не скажет, окупаются ли вложения в информационную поддержку
lobius
А эпоксидка с тряпкой вполне тянет на рецепт! Так что, вполне могла себя поставить рядом с кулинарами и химиками, если уж так захотелось
aurinko_iri
Оооооооо, я потихоньку вызнавала адреса и явки у Олюшки, что Тишруша из Казани. Бубис, помнится основательно меня помотал, пока доказала им, что оплата была… Умудрилась записаться на «школу» «Салона бисера»… поооока я обнаружила, что есть такой сайт как БИ.
Сама — всегда рассказываю всё и даже больше, обязательно даю ссылочку на БИ и магазин бисерный Вероники. Особенно если мало-мальский закуток бисером торгующий. Не устаю удивляться тому, что покупают у мистических для меня поставщиков, поставляющих исключительно десятку чешскую.
За всё время только один магазин, торгующий тканями и фурнитурой, оказывается меня услышал, у них между китайцем и чехом таки появился японец, и даже два цвета пятнашки )))).
Так же и с покупателями. Есть такой процент, которые интуитивно пытаются сбить цену до стоимости материалов, а потому отвечаю подробно с записью сайтов, с предложением купить материалы самостоятельно ))), чтобы удешевить процесс покупки работы моей.
А вообще ещё со времён моего преподаваная поняла… Это когда коллеги говорили, не рассказывай, с подтекстом — не расти конкурентов… — Чем более полно ты расскажешь материал, тем меньше конкурентов ты вырастишь. Просто потому, что, даже услышав, записав, не каждый в состоянии поднять и понести.

На курсах моих по золотому шитью. Учительница наша, ещё год назад была категорически против бисера.
За год были две выставки православные, куда мы, бисерщицы, давали свои работы, и работами покупатели интересовались и даже их покупали, было проведено несколько мастер-классов, в том числе и по вязанию жгута на пять бисерин в круге…
И, по прошествию времени, девушка наша сама попросила мой жгутик черный, чтобы носить его как поясок. И была готова за него заплатить. А уж получив его в подарок была вот очень как довольна.
Был мк на котором она сама попробовала повязать, и на моё «вот смотрите, цветочек, мы его держим, чтобы видеть все бисеринки, крючок под ниточку, бисеринку сдвигаем, новую на её место пододвигаем и провязываем»… девушка раз несколько теряла этот самый цветочек… раз несколько всё распускалось…
Оценила в общем, кажущуюся лёгкость, когда я на занятиях вязание доставала… всё же легко и просто…
Последний раз редактировалось
Marja
Чем более полно ты расскажешь материал, тем меньше конкурентов ты вырастишь
— золотые слова
Lara_businka
Я конечно далеко не мастер-гуру, но когда спрашивают и даже иногда говорят: " Я тоже так хочу научиться " — я начинаю рассказывать. Обычно это прерывается в начале рассказа с вытянутым лицом при виде бисерной иголочки и со словами: " Это, что, вот каждую эту бисеринку вот этой иголочкой ??? " Говорю — «Да !!» Что-то за шесть лет занятия бисером ещё ни одного конкурента себе в нашем городке не вырастила ))) Кто захочет, тот и без рассказов выучится, а кто не хочет, тому хоть сто раз рассказывай. Но ценить работу начинают сильнее, да.