Селигер и Нилова пустынь

Продолжу рассказ про свою поездку по Тверской области. Если коротко, то были так: Тверь – Торжок — Осташков — монастырь Нилова Пустынь. А тур назывется «Тайны и легенды Ниловой Пустыни»
Про Тверь и Домотканово рассказала, засыпАли мы под салют 9 мая.
А 10 мая рано утром отправились дальше. Даже магазин «Торжские золотошвеи» был в Твери. Зато мы там остановились на замечательной смотровой площадке. Я не запомнила какой это был музей, их там штуки три в ряд стояли. И у одного из музеев на заднем дворе такая чудесная площадка оборудована, где можно и отдохнуть, и поснимать виды, и поснимать себя в карете или на скамеечках, если есть желание.
Путешествия: О жизни: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

А вот такой красивый вид открывается на реку Тверцу.

Дальше мы приехали в столицу Селигера – город Осташков. В нем нам показали интересный Вознесенский собор (1689г) В те давние времена на этом месте был монастырь, в центре храм, вокруг постройки монастырские. После революции сносить не стали, но вместо монахов стали жить рабочие. И теперь это выглядит довольно занятно. Входишь в монастырские ворота с табличками об охране государством и о том, что это православный приход и среди домов виднеется колокольня.

А на стене левого здания вот такая табличка
Путешествия: О жизни: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

И, действительно, городок вполне себе такой рабочий, как из старых времен.

Еще одни монастырские ворота

Удивило меня в этот раз вот что. Под маковками я сначала рассмотрела что-то мне непонятное, какие-то горошинки-крапинки-точечки. При дальнейшем рассматривании они превратились в прямоугольнички на ножках.
Путешествия: О жизни: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Точного назначения мы не выяснили, но заподозрили, что это такая своеобразная подсветка. Солнце отражается от них и светит на маковки. Не знаю есть ли там зеркала, или только блестящий металл.

Совсем рядом за каменным забором уже Селигер!

Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

И вот мы, наконец, на пристани Осташкова
Путешествия: О жизни: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

И отправляемся, наконец, по Селигеру! (на заднем плане собор, про который я только что рассказывала)

Честно признаюсь, что я только ради этой экскурсии и ехала туда. Валдай на меня не произвел особенного впечатления (наверное, потому что была там осенью, и мы по нему не катались) А Селигер влюбил в себя сразу! Посмотрим, как себя покажет Онежское озеро

Я, бестолочь, думала, что Селигер это просто озеро, ну, может быть, не совсем круглое, а какое-нибудь вытянутое или изогнутое. А посредине этого озера остров, думала я, а на острове пустынь та. Оказалось, что Селигер это система озер, т.е. форма у него сильно шмякнутой кляксы! Площадь озера 260км², в том числе около 38км² приходится на острова (их на Селигере более 160). Крупнейший — Хачин.
Пыталась найти карту попонятнее. Пожалуй, вот эта наглядная, без лишних подробностей (взяла ее здесь)
Путешествия: О жизни: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Пейзажи не сильно разнообразные, но мне очень понравилось плыть!

Мы сидели сзади, гида с микрофоном было почти не слышно, шум ветра и воды убаюкивал. Когда я повернулась посмотреть что видно с другого борта, то увидела совсем убаюканного туриста. Поняла, что у меня нормальная реакция!

А плывем мы вот куда: из Осташкова к острову Столобный (карту взяла отсюда)
Путешествия: О жизни: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

И мы начинаем постепенно приближаться и приближаться. Я, кулёма, забыла зарядить аккумулятор фотоаппарата и поэтому экономила, а можно было бы нащелкать много и гугл бы мне слепил гифку приличную.

Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Во всей красе с воды Нило-Столобенская пустынь. Мне так хотелось снять с отражением, но как обычно бывает, проехал катер и взволновал всю воду.

Гифка несимпатичная и дерганая, но пусть уж пошевелится, раз она есть.

Когда нам говорили, что туда мы поплывем, а обратно мы поедем на автобусе, я никак не могла понять как же мы поедем, если монастырь на острове. Оказалось, что остров Столобный не так далеко от полуострова Светлица. Вот нашла фото свысока (отсюда) Та, полосочка, которая уходит от левого края острова за левый край фото и есть тропинка, соединяющая их.

Так она выглядит с воды

А так с суши

А так со смотровой площадки колокольни
Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Когда я увидела ЭТО, то решила, что это, наверное, путевой царский дворец рядом с монастырем. Не представляла, что монастырь может быть таким величественным и огромным.

Я не буду подробно рассказывать про Нила Столобенского, можно почитать, например здесь. А коротко: в раннем возрасте осиротел, принял монашеский постриг с именем Нил, покинул монастырь и жил отшельником 13 лет, откуда ушел, тяготясь вниманием, на остров Столобный на озере Селигер, сначала жил в землянке, потом построил себе деревянную келью и часовню, прожил на острове 27 лет, дав обет нележания, он вбил в стену кельи крюки и, опираясь на них, отдыхал. Монастырь же организовали позже в память о чудотворце Ниле Столобенском.
При входе на территорию ему памятник.
Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Если бы не была там сама, то вряд ли поверила бы, что кельи монахов могут выглядеть так

Монастырь отреставрирован, весь сверкает.

Эта пристань была построена специально для царственных особ
Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Но мы ухитрились заглянуть за не особенно заметные ворота, которые нам показали как тут все было еще недавно.

Первый раз в жизни я трапезничала в монастыре. Занятно. Фотографировать там было неловко, поэтому только рассказ. Длинные деревянные столы, с двух сторон лавки. На наших столах на каждого экскурсанта было по пластиковому одноразовому стакану, по глубокой пластиковой одноразовой миске и по большой одноразовой ложке. На столе был хлеб самовыпеченный, чай в алюминиевых больших чайниках, кастрюли с рыбным супом, миски с перловкой и миски с интересно приготовленной рыбой (она выглядела как долго вареная курица) и салат капустный. Мы так проголодались, что с удовольствием набросились на еду. Все было вкусно! Но нереальное ощущение того, что что-то не так. Я жую-жую, а ощущение, что вхолостую, нет насыщения. Вообще-то я перловку не ем, так же как и пшенку. Но тут я ее ела с рыбой. А нереальное ощущение, что жуешь, а до желудка не доходит никак не отступало. Мы решили, что придется вкусным хлебом с чаем добрать недостающих калорий  Но признаюсь честно, минут через 15 мы даже и не вспомнили, что вышли из-за стола голодными. Как-то это все нас в итоге отлично насытило.
А дальше мы поднялись на колокольню! Оттуда просто не хотелось спускаться. И как мне было жалко людей, которые доходили до середины и отказывались идти дальше, они так много потеряли!
Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Правда, вот эти мертвые деревья выглядели слегка зловеще

Вооон там виднеется рыбная ферма

Это мы уже спускаемся
Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Окружающие постройки, конечно, не такие парадные.

Уже прощаемся.

В церковной лавке купили интересующего, Оля кагора, я варенья трех видов. Первый раз в жизни ела варенье из ирги — оооочень понравилось! А потом была долгая дорога домой, единственной радостью которой была покупка рыбы. Форели нам не хватило, мы же не лезли вперед, а тихо стояли в конце очереди. Угорь, не смотря на вполне себе вкусный вкус, не оправдал своей сумасшедшей цены. И, на удивление, мне очень понравился налим. Подруга на работе сказала, что даже пробовать бы его не стала, потому как брезгует. Я оказалась не брезгливой и была просто счастлива, что в нем из костей есть только хребет и ребра. И все! Остальное мясо, прямо вот мясное мясо!
Ну, и чтобы улыбнуть, напоследок покажу себяшечку. Никогда они у меня не получаются достойными, я обычно и не пробую уже. Но тут же надо было вдвоем сфотографироваться. Помогли нам в создании этого портрЭта короткая длина моих рук и слепящее шикарное солнце! Оля была умна и взяла маленькую бандану. Я же была бестолочью и взяла, как обычно беру осенью и зимой, шерстяной палантин, в котором «запарилась как мышонок».
Путешествия: Селигер и Нило-Столобенская пустынь

Кстати, не сочтите за рекламу (я там точно не подрабатываю), но считаю, что цена на такой замечательный тур очень бюджетная, особенно если ехать вдвоем/втроем и не доплачивать за одноместное проживание. Услугами этого агентства «Магазин путешествий» пользовалась не раз и еще еду!

И вот еще одно фото мне прислали
Путешествия: Селигер и Нилова пустынь

46 комментариев

strizhi28
Оля, какие красивые фотографии
lobius
На самом деле, фотоаппарат слегка переврал. Там не такая синяя синева, она все же с зеленцой, а небо посветлее. Но он решил, что хочет красиво. Ну, я и не сопротивлялась
strizhi28
Мой фотоапарат тоже художник, иногда может кардинально цвета подменить, но я ему прощаю, что ж я буду на горло творцу наступать?
Оля, снимки очень красивые, остальное не важно))) пусть же небо будет голубее и вода синее)
lobius
Согласна! Тем более, что я все равно не умею исправлять
tati-ana
Оля, спасибо, интересно было почитать и посмотреть! Все очень красиво!
lobius
Там и вправду очень здорово!
Пашина_бабушка
До чего здорово! И вода такая синяя-синяя!
lobius
Ну, вода такая синяя только на моих фото, там обычная вода. Это так само собой как-то получилось
anri
О, Селигер!!!
Спасибо за рассказ!
Была там несколько лет назад, до сих пор забыть не могу, какая там благодать и природа.
Советую всем, кто еще там не был.
lobius
Присоединяюсь к советам побывать, потому и ссылку дала! Можно за вполне приемлемые деньги посмотреть такую красоту!
Acacia
Шикарнейшие фотографии, как будто сама там побывала. Краем уха слышала о ниловой пустыне, а теперь хоть буду знать, что это и где это. только я не представляю, как монахам столько турсистов не мешают, они же там наверняка толпами разгуливают.
Еще слово одно выучила: «ирга». Даже не подозревала о существовании таких плодов. Вот ведь что называется, век живи — век учись
lobius
Думаю, что монахи привыкли. И потом, нас далеко не везде пускали, мы монахов и видело всего-то человек трех. Остальные были в мирской одежде, наверное, послушники.
Я тоже раньше про иргу не слышала. Я теперь могу с чистой совестью сказать, что люблю такое варенье. И хорошо, что я раньше не знала, что она давление снижает, а то побоялась бы есть
«Вред ирги может проявиться в случае, если у вас наблюдаются проблемы с артериальным давлением, в частности, гипотония. Также ирга противопоказана людям, страдающим индивидуальной непереносимостью данного продукта»
А ягода выглядит вот так
Irbis
Как там красиво! Ягоду пробовала в далёком детстве, когда ездили в Россию в гости.У одной из бабушкиных сестёр рос маленький кустик или деревце и я почему то эти ягоды называла юрга.Теперь хоть буду знать как правильно.)))
Ага, красиВО!
А, может быть, их там так и называют — юрга. Бывают же местечковые слова, которые не совсем верны по звучанию.
Последний раз редактировалось
lenhen67
Оля, спасибо огромное за красочный рассказ и фоторепортаж. Иргу едим свою, много и с удовольствием. А вот варенье мы не варим из нее.
lobius
Как говорит моя подруга «Умеют же люди устроиться!» Это про иргу. Я пока живую не ела, только варенье. А вы не варите, потому что не нравится или потому что не остается на варенье?
lenhen67
Я ни разу не пробовала вкусного варенья из ирги. У нас не принято ее варить. Наверное просто не умеем. Едим свежей сколько влезет. Ее еще называют сибирской черникой из-за огромного количества полезностей в ней  Она великолепна после разморозки свежая и в готовке: блинчики фаршированные творогом с иргой любимое лакомство семьи.
lobius
Ну, то варенье было тоже на любителя. Но мне нравятся такие вкусы своеобразные.
Эк тебя поносИло!!
панорамы с колокольни офигенные!
lobius
А я завтра еду смотреть Кижи!
А Бухару не покажешь??
lobius
Обязательно покажу — я сестре обещала!

Helgla
как же здорово...!!! когда ж я доберусь, еще лет 5 назад планировала вояж… обленилась вконец…
а шо с дитем делают на второй фотке????
Тетешкаются!
ничё сееее!!!
lobius
Ты чего это такая пугливая вдруг стала?
Ostertomta
Оль, мне оч. понравилось фото «а это мы уже спускаемся» — эдакий кадр в интересной рамке! хотя каждый снимок хорош, место впечатляет! вот сколько ездила с родителями, почему-то до Селигера не доехали — видимо, слишком близко было
lobius

Не так и близко оказалось, когда мы назад пол-дня возвращались
Ostertomta
мои родители любили Прибалтику, всю школу и даже первые два лета в институте мы туда только и ездили… потому Селигер — это близко!
Ближе Прибалтики, пА-любому!
Ostertomta
думаю, в то время так такой красоты в пустыни не было, это сейчас все подкрасили, обновили, подлатали и туристов возят! а вот природа была наверное еще первозданней… сейчас это очень раскрученное место… хотя красоты это не убавляет…
lobius
Однозначно, не было. Зато там можно было отдохнуть на турбазе
В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971 года обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, и здесь открылась турбаза «Рассвет».
Ostertomta
во как! подозревала, но чтобы там была турбаза! вот это что-то до боли родное советское!
Не только турбаза
С сентября 1939 по май 1940 года здесь содержались в заключении польские военнопленные. Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь, потом, до начала 60-х годов, — колония для несовершеннолетних преступников, позднее, — дом престарелых
Ostertomta
вот уж правда хорошо, что теперь пустынь и монахи… может, так место вымолят и очистят… да, повороты судьбы! такое придумать невозможно, но оглядываясь назад, не перестаёшь удивляться… и так тяжко и тошно…
Это наша история.
Ostertomta
это понятно… но от этого знания не легче…
lobius
Так история любой страны — это история войн. Освободительных или захватнических. Это, конечно, меняет отношение, но не меняет ощущения «и так тяжко и тошно…»
Ostertomta
правильно ты всё говоришь… история страны конечно вмещает много чего, кроме войн, но у нашей большой в 20 веке очень много тягостных событий… а может, просто потому что они ближе, т.к. более далёкие времена тоже были не райской благодатью…
lobius
Прости, я про тюбетейки писала, не видела
Ksaria
Вот же люди — уж не знают чего ещё придумать, что бы себя помучать… Я про
вбил в стену кельи крюки и, опираясь на них, отдыхал
Вот спрашивается — а зачем??
А вообще — спасибо за прогулку.
Господи, как же я хочу купаться!!! Каждую фотографию с водой примеряла на «пофантазировать» — прям чувствовала, как ныряю с разбегу в неё  Ах, эта прохладца воды
lobius
Тебе ли, живущей у воды, о ней мечтать?
Ksaria
Холодно у нас сейчас купаться. А твой пост читала — как раз жара была  Но вода то всё равно холодная… А купаться хочетсяяяя
lobius
Терпи! Потеплеет и будешь купаться!
Helgla
последняя фотка — «душееераааздираающее зрелище»!!! особенно палантин подшибает, сшей себе приличную бандану-косынку!
lobius
У меня бандан завались! Просто я про них всегда забываю  А зимой и осенью мне вообще ничего дополнительно брать не надо, я просто палантин с шеи на голову надеваю.