Крым. Фигура четвертая. Разноэпохная архитектурно-строительная.
Херсонес
«Время и обстоятельства возникновения Херсонеса остаются далеко неясными и дискуссионными. Известия о начальном периоде истории полиса единичны и отрывочны. Самое раннее упоминание, восходящее к середине IV в. до н.э., содержится в перипле Псевдо-Скилака, где Херсонес назван торговым городом (перипл — жанр древнегреческой географической литературы, буквально: «плавание вокруг» — кругосветное плавание)»
Огромная территория на которой велись и еще ведутся раскопки.
Интересное наслоение времен и эпох. Это современное здание построено на очень древнем фундаменте. Т.е. фундамент существует много веков, а на нем строили в разные времена разные дома.
Это место интересно тем, что тут два сооружения из разных времен и совершенно несовместимые. Арена с амфитеатром, которую забросили и забыли на многие века. А потом построили христианский храм прямо посредине. Если бы помнили, что там было раньше, то никогда бы не построили храм на месте увеселительного заведения.
Монетный двор
Дом винодела
В XIXв этот колокол находился на звоннице Херсонесского монастыря. В Крымскую войну его вывезли в Париж в качестве трофея, откуда он был возвращен в 1913г. Участок земли возле него снимали в Буратино в качестве поля Чудес в Стране Дураков.
Базилика
Храм-часовня с алтарем и жертвенником
Царский курган.
"Царский курган расположен на юго-западном склоне холмистой гряды в 5 км от центра Керчи на окраине поселка Аджимушкай. Высота насыпи кургана до раскопок составляла 18 м, окружность по подошве — 250 м. Царский курган состоит из дромоса (входа с очень своеобразным сводом, состоящим из ступенчато сужающейся кладки известняковых блоков) длиной 36 м, погребальной камеры (4,39х4,35 м) и насыпи. Погребальная камера сооружена на подтесанной скале. После подтески возведено искусственное основание из глины, смешанной с известняковой щебенкой"
Дромос снаружи
«Дромос, длиной 36 м и шириной 2,8 м, имеет уступчатый свод. Во многих местах на стенах гробницы видны следы инструментов, которыми камень добывался и обрабатывался»
Дромос выстроен из длинных плит, уложенных друг на друга с выступом внутрь. Самое интересное, что плиты вверху не соединяются. На эти две постепенно смыкающиеся стены сверху уложены закрывающие плиты.
«Входной проем находится с южной стороны, его уступчатая верхняя часть „врезается“ в купол»
«Погребальная камера почти квадратная в плане. Цоколь ее высечен из монолитной скалы, а далее идут тщательно пригнанные друг к другу квадры с гладко обработанной поверхностью. Стены состоят из 10 рядов, на уровне 5 ряда они постепенно переходят к окружности, и вся камера завершается уступчато-кольцевым куполом. Купол состоит из 12 постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых сверху плитой»
«Плиты и камни, из которых сложен как дромос, так и сама камера, уложены насухо, без какого-либо скрепляющего раствора»
«Пройдя по дромосу и оглянувшись, вы обнаружите, что он кажется намного длинней. Этот эффект достигался не одинаковой шириной и не параллельностью стен дромоса. Этим самым древние греки показывали, что путь в загробный мир близок, но выход из него невозможен»
«Вся конструкция Царского кургана была перекрыта насыпью, состоявшей из нескольких слоев. Первый слой состоял из крупных бутовых камней, далее шли слои глины с прокладками из водорослей. Глину перекрывал слой мелкого буга, засыпанный землей. Такая структура насыпи предохраняла ее от размывания атмосферными осадками и от оползней. Царский курган оказался полностью разграбленным еще в древности. В нем сохранились только остатки деревянного саркофага» Фотография не моя.
«До сих пор Царский курган хранит множество неразгаданных тайн: почему вход в него обращен точно на Пантикапей? Что таят в себе показанные приборами пустоты в дромосе? По какой причине размер кургана и погребальной камеры во много раз больше по сравнению с другими?»
Генуэзская крепость. Судак.
Величественная прекрасно сохранившаяся Генуэзская крепость — замечательный памятник средневековья.
«Судя по надписям на стенах крепости, она была построена генуэзцами в период с 1371 по 1469 год. Однако авторы надписей либо были не знакомы с историей крепости, либо лукавили. Ибо в ходе археологических раскопок на территории крепости было установлено, что ее строительство началось как минимум в 9 веке. Возможно даже, что идею расположения и строительную основу крепости генуэзцы позаимствовали у тавров – древнего племени Крыма, обитавшего близ Судака еще в 3 веке нашей эры. Тем не менее, крепость в Судаке знаменита в первую очередь как форпост генуэзских торговцев»
При входе нас встречал мужественный рыцарь. Особенно очаровательным он был когда мы уже уходили: он ел йогурт, сидя на этой ступеньке, и у него по усам текло Надеюсь, что в рот попадало!
«Крепость состоит из двух оборонительных ярусов: консульского и защитного. Защитный ярус – это высокие наружные стены (до 8 м), укрепленные по всей длине боевыми башнями» Между двумя башнями видно арку — это вход. Ворота раньше не открывались, а поднимались. Они были массивные и обитые железом. Вторые были там, где сейчас разрушено. Т.е. открывались одни ворота, враг входил, пытался открыть вторые, первые же закрывались, а сверху его заливали и расстреливали.
«Консульский ярус – это своего рода цитадель, состоящая из консульского замка и башен, соединенных стеной. На самой вершине крепости размещался комплекс Дозорной башни»
А между этими ярусами был город.
Цистерна.
Склады
Вид из крепости на бухту
Ласточкино гнездо
В программу нашего тура входил осмотр Ластокиного гнезда только с такого ракурса смотровой площадки
НО наш замечательный экскурсовод опять спросил есть ли бешеные собачки и уверил, что даже с одной туда побежит. Собачек собралась компашка и мы побежали.
«История замка «Ласточкино гнездо» переплетена с легендами, которые с удовольствием рассказывают экскурсоводы и с еще большим удовольствием слушают курортники, с замиранием сердца поглядывая вниз. Реальная история не менее интересна. Впервые его упоминает Григорий Москвич в справочнике по Крыму 1895 года: «Дача «Ласточкино гнездо» построена чрезвычайно смело на отвесной скале». Следовательно, постройка к этому времени уже была. Имя генерала в отставке, первым осмелившимся построить дачу на этом скалистом пятачке не сохранилось. Известно только, что он был тяжело ранен в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. После присоединения Крыма к России царское правительство щедро жаловало земли своим героям. Романтик-генерал называл свою дачу «Замок любви», другое ее название «Генералиф». В то время Ласточкино гнездо выглядело совсем иначе, это было деревянное одноэтажное строение. Именно таким его изображали на своих полотнах известные художники-маринисты Айвазовский, Лагорио и Боголюбов. На открытке (1901г.) с картины Лагорио дача представляет собой разрушающееся здание почти без кровли, с полуразвалившейся верандой. Вторым хозяином дачи стал придворный врач и гласный земства А. К. Тобин. Он передал владение по наследству своей молодой красавице жене, а та продала его в 1903 году московской купчихе Рахманиной. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо»»
«Следующим владельцем становится крупный немецкий нефтепромышленник барон Рудольф фон Штенгель. Ему-то мы и обязаны уникальности этого создания и, конечно талантливому зодчему А. В. Шервуду, сыну знаменитого архитектора В. О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея на Красной площади. Барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья — на месте деревянной дачи в 1912 году был построен миниатюрный замок, словно перенесенный на побережье Черного моря с берегов Рейна. Лаконичный дворец с высокой трехъярусной башней, его стены со стрельчатыми окнами уступами поднимаются к круглой башне с зубчатыми шпилями и с ее верха круто обрываются к морю вместе с краем скалы Авроры»
Между заборами по ступенькам
Гора Парус
«Это удивительное архитектурное сооружение особенно поражает воображение видом с моря. Оно настолько удачно расположено на скале, что не сразу замечаешь, что его размеры не велики — ширина 10, длина 20 и высота 12 метров» (фото не мое)
«Сильное землетрясение 1927 года пощадило замок — он удержался на скале, в море сорвались только острые шпили башен. Но скала Авроры была повреждена, часть ее, из под нижнего балкона замка, рухнула в море, глубокая трещина пролегла от верхней площадки к середине. Какое-то время здесь еще находился читальный зал дома отдыха «Жемчужина». Но в 1966 году в Ялте произошло новое землетрясение, которое практически никто не почувствовал, разве что в квартирах посуда звенела. Но именно тогда замок и начал проседать, лежащие почти вертикально известняковые пласты скалы начали отделяться от мыса, грозя сбросить замок в море. Помещение и видовая площадка на долгие годы были закрыты для посетителей»
«Было принято решение восстановить «Ласточкино гнездо». Только как это сделать с трёхэтажным зданием на краю скалы было неясно. Замок предлагали даже разобрать и перенести в другое место. Но порознь «Ласточкино гнездо» и скала Аврора потеряли бы свою рискованную красоту. Остановились на проекте, где требовалось разобрать лишь верхнюю часть здания. Восстановление началось в 1968 году, руководил операцией архитектор И. Г. Татиев. Была проделана сложная и опасная работа. Камни замка нумеровали и аккуратно складывали в безопасное место, уменьшая нагрузку на основание. «В балкон засверлили анкера, на которых закрепили люльки. В них рабочие спускались по тросам и работали, туда же опускали стройматериалы. Подъезд к замку из-за неустойчивости скалы был исключен. Поэтому бетон, арматуру, швеллер таскали вручную», — рассказывал Игорь Стручек сварщик-бетонщик треста «Ялтаспецстрой». Требовалось большое мужество, работать в подвесной люльке над пропастью, поэтому привлекались только добровольцы. Трещину заложили камнями и залили бетоном. Под основание замка подвели монолитную железобетонную плиту. Все сооружение обнесли антисейсмическими поясами. И только после этого приступили к реставрации здания»
Если коротко, то Ласточкино гнездо было построено как игрушка. В нем нет водопровода и канализации, в нем никто никогда не жил. Сюда приезжали только отдохнуть, выпить вина, полюбоваться видами. Еще недавно тут был ресторан с заоблачными стенами, но я все равно хотела бы выпить чашечку кофе внутри. Но ресторан погнали и решили сделать музей, который пока не открылся. Хотя Вики утверждает: «В июле 2011 года здание передано в муниципальную собственность и в нём открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонируется картина «Лунная ночь на Днепре»» Не помню сколько у Куинджи таких картин, вроде 2. Одну я видела в Русском музее в Питере и там сказали, что подлинник. Вторую видела в Третьяковке, но если правильно помню, то там копия. Говорят, что есть еще в Киеве, но мне неизвестно оригинал там или подлинник. Не знаю что показывали по версии Вики в Ласточкином гнезде
Нас тут застал дождь и страшенный ветер. Мне надоело бороться с выворачивающимся зонтом и я надела купленный плащ. Прямо на сумку, чтобы и ее не замочило. Очень нам тесно было вдвоем внутри и шуршаво Но пошла бы еще раз, эта игрушка очаровательна! Наверное, и в музее будет интересно.
Подземный секретный бункер подводных лодок в Балаклаве
Военно-исторический музей фортификационных сооружений. Местные называют его Штольня. Очень интересное место! После Хиросимы и Нагасаки в Советском союзе решили, что нужен секретный комплекс, который защитит подлодки от ядерного удара.
«Начал строиться в 1957 г. на западном склоне Балаклавской бухты. Канал длиной около 500 метров проходит насквозь через гору. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной 300 метров. Самый большой диаметр штольни – 22 м. Глубина канала 8,5 метра. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним – 126 метров»
План
«Общая подземная площадь всех помещений секретного завода составляет более 10 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, шире самой Балаклавской бухты. Высота отдельных помещений – с трехэтажный дом… Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами, системой жизнеобеспечения и др. является единственным в своем роде историческим памятником инженерно-технического искусства на территории СНГ»
Мостик поднимался, отводился и подлодка входила внутрь.
Там проводят два вида экскурсий. Один маршрут пеший протяженностью 900м, второй на комфортабельном катере протяженностью 1200м. Красный пунктир — пешеходный, сначала по внутренним помещениям, потом участок вдоль канала и опять по внутренним помещениям, где расположены разные экспозиции к восточному выходу. Зеленый пунктир — водный маршрут к южному выходу
Это мы уже вышли к каналу. Это, так называемый, сухой док. Подлодка входила сюда по воде, потом сливали воду, ставили ее на специальные подпорки и ремонтировали.
Теперь мы пойдем по правой тропинке вдоль канала
Такие манекены стоят на среднем тротуаре канала
Прослужил этот комплекс очень недолго. Его построили, в нем поремонтировали подлодки, а после развала СССР всем было не до подлодок, оттуда все ушли. Реально — просто ушли, оставив двери нараспашку. И до недавнего времени там даже ничего не охранялось и растаскивалось всё, что только не было вмонтировано в бетон. Потом появились неравнодушные люди и сделали из этого брошенного комплекса музей. Он удивляет размерами, объемами и собственной ненужностью сейчас. Это так странно!
Снаряжение боевого дельфина: рострумные насадки (намордники), седло на спинной плавник, упряжка
После посещения этого жутко секретного в прошлом подземного комплекса нас катали на катерах. И юноша нам обещал рассказать всё, что знает, и даже то, чего не знает, но нам будет однозначно интересно! На мой вопрос что там за лаз в скале, он рассказал байку. Не могу сказать, что я в нее однозначно поверила, потому что экскурсовод об этом словом не обмолвилась. Но зная советскую действительность, вполне могу допустить, что это чистая правда.
Дело в том, что строилась эта «Штольня» для определенной длины подлодок, которые в 50-ые годы были на вооружении. Но уже во время строительства комплекса подлодки стали делать длиннее. Они чисто геометрически перестали помещаться в повороте канала на выходе. Поэтому они входили и выходили через вход, т.е. не насквозь внутри скалы, а до сухого дока и обратно. НО! Доложить высокому начальству об этом было нельзя. Перестроить комплекс было нельзя. Укоротить подлодки было нельзя. Была придумана своеобразная инсценировка. Приезжала очередная комиссия, ей показывали начало подъема мостика, а процесс это небыстрый. Потом уводили, поили, кормили, показывали подлодку внутри дока. На катере подвозили к выходу, где уже стояла подготовленная подлодка с таким же номером, пристроившаяся внутрь канала попой. И при полном всеобщем удовольствии подлодка выплывала в море! Смущает меня в этой истории появление такого же номера на боку подлодки. Его рисовали каждый раз… или была такая запасная, которая спала на дне бухты… или все же мостик не опускали и ту же самую подлодку быстро выводили через вход, а потом попой пристраивали к выходу… Доподлинно это неизвестно. По крайней мере, мне
Это вход в бункер, где поднимается мостик и куда вплывали лодки
А это тот самый легендарный выход из бункера!
Удачное место. Балаклавская бухта замечательна тем, что увидеть ее с моря может только тот, кто точно знает где ее искать. Вот как выглядит береговая линия
«Время и обстоятельства возникновения Херсонеса остаются далеко неясными и дискуссионными. Известия о начальном периоде истории полиса единичны и отрывочны. Самое раннее упоминание, восходящее к середине IV в. до н.э., содержится в перипле Псевдо-Скилака, где Херсонес назван торговым городом (перипл — жанр древнегреческой географической литературы, буквально: «плавание вокруг» — кругосветное плавание)»
Огромная территория на которой велись и еще ведутся раскопки.
Интересное наслоение времен и эпох. Это современное здание построено на очень древнем фундаменте. Т.е. фундамент существует много веков, а на нем строили в разные времена разные дома.
Это место интересно тем, что тут два сооружения из разных времен и совершенно несовместимые. Арена с амфитеатром, которую забросили и забыли на многие века. А потом построили христианский храм прямо посредине. Если бы помнили, что там было раньше, то никогда бы не построили храм на месте увеселительного заведения.
Монетный двор
Дом винодела
В XIXв этот колокол находился на звоннице Херсонесского монастыря. В Крымскую войну его вывезли в Париж в качестве трофея, откуда он был возвращен в 1913г. Участок земли возле него снимали в Буратино в качестве поля Чудес в Стране Дураков.
Базилика
Храм-часовня с алтарем и жертвенником
Царский курган.
"Царский курган расположен на юго-западном склоне холмистой гряды в 5 км от центра Керчи на окраине поселка Аджимушкай. Высота насыпи кургана до раскопок составляла 18 м, окружность по подошве — 250 м. Царский курган состоит из дромоса (входа с очень своеобразным сводом, состоящим из ступенчато сужающейся кладки известняковых блоков) длиной 36 м, погребальной камеры (4,39х4,35 м) и насыпи. Погребальная камера сооружена на подтесанной скале. После подтески возведено искусственное основание из глины, смешанной с известняковой щебенкой"
Дромос снаружи
«Дромос, длиной 36 м и шириной 2,8 м, имеет уступчатый свод. Во многих местах на стенах гробницы видны следы инструментов, которыми камень добывался и обрабатывался»
Дромос выстроен из длинных плит, уложенных друг на друга с выступом внутрь. Самое интересное, что плиты вверху не соединяются. На эти две постепенно смыкающиеся стены сверху уложены закрывающие плиты.
«Входной проем находится с южной стороны, его уступчатая верхняя часть „врезается“ в купол»
«Погребальная камера почти квадратная в плане. Цоколь ее высечен из монолитной скалы, а далее идут тщательно пригнанные друг к другу квадры с гладко обработанной поверхностью. Стены состоят из 10 рядов, на уровне 5 ряда они постепенно переходят к окружности, и вся камера завершается уступчато-кольцевым куполом. Купол состоит из 12 постепенно уменьшающихся в диаметре концентрических колец, перекрытых сверху плитой»
«Плиты и камни, из которых сложен как дромос, так и сама камера, уложены насухо, без какого-либо скрепляющего раствора»
«Пройдя по дромосу и оглянувшись, вы обнаружите, что он кажется намного длинней. Этот эффект достигался не одинаковой шириной и не параллельностью стен дромоса. Этим самым древние греки показывали, что путь в загробный мир близок, но выход из него невозможен»
«Вся конструкция Царского кургана была перекрыта насыпью, состоявшей из нескольких слоев. Первый слой состоял из крупных бутовых камней, далее шли слои глины с прокладками из водорослей. Глину перекрывал слой мелкого буга, засыпанный землей. Такая структура насыпи предохраняла ее от размывания атмосферными осадками и от оползней. Царский курган оказался полностью разграбленным еще в древности. В нем сохранились только остатки деревянного саркофага» Фотография не моя.
«До сих пор Царский курган хранит множество неразгаданных тайн: почему вход в него обращен точно на Пантикапей? Что таят в себе показанные приборами пустоты в дромосе? По какой причине размер кургана и погребальной камеры во много раз больше по сравнению с другими?»
Генуэзская крепость. Судак.
Величественная прекрасно сохранившаяся Генуэзская крепость — замечательный памятник средневековья.
«Судя по надписям на стенах крепости, она была построена генуэзцами в период с 1371 по 1469 год. Однако авторы надписей либо были не знакомы с историей крепости, либо лукавили. Ибо в ходе археологических раскопок на территории крепости было установлено, что ее строительство началось как минимум в 9 веке. Возможно даже, что идею расположения и строительную основу крепости генуэзцы позаимствовали у тавров – древнего племени Крыма, обитавшего близ Судака еще в 3 веке нашей эры. Тем не менее, крепость в Судаке знаменита в первую очередь как форпост генуэзских торговцев»
При входе нас встречал мужественный рыцарь. Особенно очаровательным он был когда мы уже уходили: он ел йогурт, сидя на этой ступеньке, и у него по усам текло Надеюсь, что в рот попадало!
«Крепость состоит из двух оборонительных ярусов: консульского и защитного. Защитный ярус – это высокие наружные стены (до 8 м), укрепленные по всей длине боевыми башнями» Между двумя башнями видно арку — это вход. Ворота раньше не открывались, а поднимались. Они были массивные и обитые железом. Вторые были там, где сейчас разрушено. Т.е. открывались одни ворота, враг входил, пытался открыть вторые, первые же закрывались, а сверху его заливали и расстреливали.
«Консульский ярус – это своего рода цитадель, состоящая из консульского замка и башен, соединенных стеной. На самой вершине крепости размещался комплекс Дозорной башни»
А между этими ярусами был город.
Цистерна.
Склады
Вид из крепости на бухту
Ласточкино гнездо
В программу нашего тура входил осмотр Ластокиного гнезда только с такого ракурса смотровой площадки
НО наш замечательный экскурсовод опять спросил есть ли бешеные собачки и уверил, что даже с одной туда побежит. Собачек собралась компашка и мы побежали.
«История замка «Ласточкино гнездо» переплетена с легендами, которые с удовольствием рассказывают экскурсоводы и с еще большим удовольствием слушают курортники, с замиранием сердца поглядывая вниз. Реальная история не менее интересна. Впервые его упоминает Григорий Москвич в справочнике по Крыму 1895 года: «Дача «Ласточкино гнездо» построена чрезвычайно смело на отвесной скале». Следовательно, постройка к этому времени уже была. Имя генерала в отставке, первым осмелившимся построить дачу на этом скалистом пятачке не сохранилось. Известно только, что он был тяжело ранен в русско-турецкой войне 1877—1878 гг. После присоединения Крыма к России царское правительство щедро жаловало земли своим героям. Романтик-генерал называл свою дачу «Замок любви», другое ее название «Генералиф». В то время Ласточкино гнездо выглядело совсем иначе, это было деревянное одноэтажное строение. Именно таким его изображали на своих полотнах известные художники-маринисты Айвазовский, Лагорио и Боголюбов. На открытке (1901г.) с картины Лагорио дача представляет собой разрушающееся здание почти без кровли, с полуразвалившейся верандой. Вторым хозяином дачи стал придворный врач и гласный земства А. К. Тобин. Он передал владение по наследству своей молодой красавице жене, а та продала его в 1903 году московской купчихе Рахманиной. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо»»
«Следующим владельцем становится крупный немецкий нефтепромышленник барон Рудольф фон Штенгель. Ему-то мы и обязаны уникальности этого создания и, конечно талантливому зодчему А. В. Шервуду, сыну знаменитого архитектора В. О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея на Красной площади. Барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья — на месте деревянной дачи в 1912 году был построен миниатюрный замок, словно перенесенный на побережье Черного моря с берегов Рейна. Лаконичный дворец с высокой трехъярусной башней, его стены со стрельчатыми окнами уступами поднимаются к круглой башне с зубчатыми шпилями и с ее верха круто обрываются к морю вместе с краем скалы Авроры»
Между заборами по ступенькам
Гора Парус
«Это удивительное архитектурное сооружение особенно поражает воображение видом с моря. Оно настолько удачно расположено на скале, что не сразу замечаешь, что его размеры не велики — ширина 10, длина 20 и высота 12 метров» (фото не мое)
«Сильное землетрясение 1927 года пощадило замок — он удержался на скале, в море сорвались только острые шпили башен. Но скала Авроры была повреждена, часть ее, из под нижнего балкона замка, рухнула в море, глубокая трещина пролегла от верхней площадки к середине. Какое-то время здесь еще находился читальный зал дома отдыха «Жемчужина». Но в 1966 году в Ялте произошло новое землетрясение, которое практически никто не почувствовал, разве что в квартирах посуда звенела. Но именно тогда замок и начал проседать, лежащие почти вертикально известняковые пласты скалы начали отделяться от мыса, грозя сбросить замок в море. Помещение и видовая площадка на долгие годы были закрыты для посетителей»
«Было принято решение восстановить «Ласточкино гнездо». Только как это сделать с трёхэтажным зданием на краю скалы было неясно. Замок предлагали даже разобрать и перенести в другое место. Но порознь «Ласточкино гнездо» и скала Аврора потеряли бы свою рискованную красоту. Остановились на проекте, где требовалось разобрать лишь верхнюю часть здания. Восстановление началось в 1968 году, руководил операцией архитектор И. Г. Татиев. Была проделана сложная и опасная работа. Камни замка нумеровали и аккуратно складывали в безопасное место, уменьшая нагрузку на основание. «В балкон засверлили анкера, на которых закрепили люльки. В них рабочие спускались по тросам и работали, туда же опускали стройматериалы. Подъезд к замку из-за неустойчивости скалы был исключен. Поэтому бетон, арматуру, швеллер таскали вручную», — рассказывал Игорь Стручек сварщик-бетонщик треста «Ялтаспецстрой». Требовалось большое мужество, работать в подвесной люльке над пропастью, поэтому привлекались только добровольцы. Трещину заложили камнями и залили бетоном. Под основание замка подвели монолитную железобетонную плиту. Все сооружение обнесли антисейсмическими поясами. И только после этого приступили к реставрации здания»
Если коротко, то Ласточкино гнездо было построено как игрушка. В нем нет водопровода и канализации, в нем никто никогда не жил. Сюда приезжали только отдохнуть, выпить вина, полюбоваться видами. Еще недавно тут был ресторан с заоблачными стенами, но я все равно хотела бы выпить чашечку кофе внутри. Но ресторан погнали и решили сделать музей, который пока не открылся. Хотя Вики утверждает: «В июле 2011 года здание передано в муниципальную собственность и в нём открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонируется картина «Лунная ночь на Днепре»» Не помню сколько у Куинджи таких картин, вроде 2. Одну я видела в Русском музее в Питере и там сказали, что подлинник. Вторую видела в Третьяковке, но если правильно помню, то там копия. Говорят, что есть еще в Киеве, но мне неизвестно оригинал там или подлинник. Не знаю что показывали по версии Вики в Ласточкином гнезде
Нас тут застал дождь и страшенный ветер. Мне надоело бороться с выворачивающимся зонтом и я надела купленный плащ. Прямо на сумку, чтобы и ее не замочило. Очень нам тесно было вдвоем внутри и шуршаво Но пошла бы еще раз, эта игрушка очаровательна! Наверное, и в музее будет интересно.
Подземный секретный бункер подводных лодок в Балаклаве
Военно-исторический музей фортификационных сооружений. Местные называют его Штольня. Очень интересное место! После Хиросимы и Нагасаки в Советском союзе решили, что нужен секретный комплекс, который защитит подлодки от ядерного удара.
«Начал строиться в 1957 г. на западном склоне Балаклавской бухты. Канал длиной около 500 метров проходит насквозь через гору. Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной 300 метров. Самый большой диаметр штольни – 22 м. Глубина канала 8,5 метра. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним – 126 метров»
План
«Общая подземная площадь всех помещений секретного завода составляет более 10 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки, шире самой Балаклавской бухты. Высота отдельных помещений – с трехэтажный дом… Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами, системой жизнеобеспечения и др. является единственным в своем роде историческим памятником инженерно-технического искусства на территории СНГ»
Мостик поднимался, отводился и подлодка входила внутрь.
Там проводят два вида экскурсий. Один маршрут пеший протяженностью 900м, второй на комфортабельном катере протяженностью 1200м. Красный пунктир — пешеходный, сначала по внутренним помещениям, потом участок вдоль канала и опять по внутренним помещениям, где расположены разные экспозиции к восточному выходу. Зеленый пунктир — водный маршрут к южному выходу
Это мы уже вышли к каналу. Это, так называемый, сухой док. Подлодка входила сюда по воде, потом сливали воду, ставили ее на специальные подпорки и ремонтировали.
Теперь мы пойдем по правой тропинке вдоль канала
Такие манекены стоят на среднем тротуаре канала
Прослужил этот комплекс очень недолго. Его построили, в нем поремонтировали подлодки, а после развала СССР всем было не до подлодок, оттуда все ушли. Реально — просто ушли, оставив двери нараспашку. И до недавнего времени там даже ничего не охранялось и растаскивалось всё, что только не было вмонтировано в бетон. Потом появились неравнодушные люди и сделали из этого брошенного комплекса музей. Он удивляет размерами, объемами и собственной ненужностью сейчас. Это так странно!
Снаряжение боевого дельфина: рострумные насадки (намордники), седло на спинной плавник, упряжка
После посещения этого жутко секретного в прошлом подземного комплекса нас катали на катерах. И юноша нам обещал рассказать всё, что знает, и даже то, чего не знает, но нам будет однозначно интересно! На мой вопрос что там за лаз в скале, он рассказал байку. Не могу сказать, что я в нее однозначно поверила, потому что экскурсовод об этом словом не обмолвилась. Но зная советскую действительность, вполне могу допустить, что это чистая правда.
Дело в том, что строилась эта «Штольня» для определенной длины подлодок, которые в 50-ые годы были на вооружении. Но уже во время строительства комплекса подлодки стали делать длиннее. Они чисто геометрически перестали помещаться в повороте канала на выходе. Поэтому они входили и выходили через вход, т.е. не насквозь внутри скалы, а до сухого дока и обратно. НО! Доложить высокому начальству об этом было нельзя. Перестроить комплекс было нельзя. Укоротить подлодки было нельзя. Была придумана своеобразная инсценировка. Приезжала очередная комиссия, ей показывали начало подъема мостика, а процесс это небыстрый. Потом уводили, поили, кормили, показывали подлодку внутри дока. На катере подвозили к выходу, где уже стояла подготовленная подлодка с таким же номером, пристроившаяся внутрь канала попой. И при полном всеобщем удовольствии подлодка выплывала в море! Смущает меня в этой истории появление такого же номера на боку подлодки. Его рисовали каждый раз… или была такая запасная, которая спала на дне бухты… или все же мостик не опускали и ту же самую подлодку быстро выводили через вход, а потом попой пристраивали к выходу… Доподлинно это неизвестно. По крайней мере, мне
Это вход в бункер, где поднимается мостик и куда вплывали лодки
А это тот самый легендарный выход из бункера!
Удачное место. Балаклавская бухта замечательна тем, что увидеть ее с моря может только тот, кто точно знает где ее искать. Вот как выглядит береговая линия
45 комментариев
Я б назвала: " Виват, мечтателям, созидателям и строителям!!!!!" Какие идеи монументальные, какое воплощение! Даже «игрушка» -Ласточкино гнездо", всё равно удивляет смелостью и полетом мысли! И винца, и кофейку выпила бы с удовольствием в этой «игрушечке» и насладилась морем, воздухом и полетом!!!
Надо было вместо Митридата добавить Херсонес и тогда точно строительная тема!
Исправить что ли?
«Здесь утянем, там подложим!»©
Чего я там рассказываю? Нашла, скопировала, пару слов дописала!
А про ласточкино гнездо я ывсегда думала что это замок. ну, зАмок, и зАмок. А оно вона что оказывается
Гнездо — прелестная малявка, такая вкусная и жутко симпатичная!
На Ласточкином гнезде, раньше еще была такая развлекалочка публики, один славный молодец на лошади в обрыв прыгал. История умалчивает сколько было загублено при этом животинок, но сей факт описан в некоторых путеводителях…
Судя по отчетам поездка было очень и очень насыщенной! Во сколько же Вас каждое утро поднимали и размещали вечером в гостиницах? Ой и кстати самое главное, взгляд со стороны… как Вам сервис крымский?
Никто нас не поднимал! Самим надо было подниматься и шлепать на завтрак уже готовыми к отправке. Завтрак начинался во столько, во сколько я дома просыпаюсь в будни, и примерно во столько, во сколько я ложусь в выходные А привозили к ужину. Дальше свободное время, если у кого-то еще были силы хоть на что-то.
Про сервис напишу отдельно. Я таки решила еще один пост сделать, где свалю в кучу всё, что не поместилось, и свои впечатления туда же.
И ждем-с следующий рассказ, теперь не отвертитесь, раз пообещали
И не буду я вертеться даже, уже огромный черновик готов! Думаю, что надо дописать уже сегодня. Я со своей болтливостью опасаюсь теперь, что не вместится всё
И контрольный выстрел — Окончание окончательное возвращается!
Нам вообще повезло, что подвели близко, я и этому пока рада. Но внутрь попасть хочется всё сильнее. Так же как и в Дом с Горгульями в Киеве.